Женская ветка истории школы - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 110
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Школа № 110

Папка "О школе"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Гимн школы
Знаменитые выпускники
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ 110-Й ШКОЛЫ

Мужская ветка истории школы
Испанская ветка истории школы

 Женская ветка истории школы




Женская ветка

Первые ростки этой школы закладывались 150 лет тому назад, в 1846 году. За прошедший период в стране произошли огромные перемены, были гигантские потрясения. Среди них: освобождение крестьян (1861), события 1905 года. Первая мировая война, падение царской империи, коммунистическая революция, создание Советского Союза, Вторая мировая война, бескровная революция с созданием Российской федерации — России. И на фоне этих процессов происходило постоянное изменение народного образования, то есть менялись формы правления страной, менялись идеологии, менялось название страны. Но неизменной была Москва, неизменным был ее народ. И этот народ никогда не прерывал нить воспитания и образования своих детей. Естественно, что формы и методы, а также содержание процесса образования, постоянно менялись, трансформировались организационные формы школы, менялся «дух» школы, также как менялись поколения людей. Об этом и рассказывает данный очерк.

От пансиона до классической гимназии

Посланников переулок, дом Дельсаль.

1846 — женский частный пансион Игнатия Гавриловича Дельсаль 1876 — начало работы женского пансиона и гимназических классов 1-го разряда Марии Игнатьевны Дельсаль в собственном доме 1880 — Зинаида Денисовна Перепелкина принимает учебное заведение, которое получает наименование: «Частная женская классическая гимназия З. Д. Перепелкиной» Б. Кисловский переулок, дом 4 1884 — переоборудование здания под занятие гимназии 1885 — женская гимназия переезжает в нанятое помещение в Б. Кисловский переулок в дом Коншиных

В первой половине прошлого века коллежский секретарь Игнатий Гаврилович Дельсаль содержал частный женский пансион. Для этого у него была половина дома на Посланниковой улице в Лефортовской части, в приходе знаменитой церкви. Богоявления в Елохове — теперь Кафедральном соборе. Запомним первую дату — 1846 год. 150 лет тому назад отмечено в документах это Заведение.

В пансионы отдавались только сироты или девицы, родители которых жили в провинции. Обязательным считалось для благородной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона божия, истории, географии и арифметики.

В 60-х годах пансион перешел к его дочери Марии Игнатьевне Дельсаль. А в 1876 году в пансионе стали числиться гимназические классы 1-го разряда.

В 1880 году М.И Дельсаль уступает это учебное заведение Зинаиде Денисовне Перепелкиной, потомственной дворянке. Гимназия сохраняется в том же помещении под наименованием «Частная женская классическая гимназия З. Д. Перепелкиной в доме Дельсаль на Посланниковой улице».

Через 5 лет — в 1885 году — по каким-то соображениям З. Д. Перепелкина поменяла помещение, сняв для гимназии дом Коншина на Большой Кисловке. Имеется сообщение, что владельцы дома Коншин (отец и двое сыновей) надстроили у стандартного дома с мансардой полный второй и третий этажи, каковые дожили до наших дней (дом № 4).

Последующие десять лет существования гимназии следует оценить весьма успешными. Перепелкина выкупила дом у прежних хозяев. Гимназия стала числиться по ведомству Министерства народного просвещения, то есть стала иметь все права, которые предоставляются государственным гимназиям.

Ежегодно  З. Д. Перепелкина проводила торжественные собрания своей гимназии. На собрании ею зачитывалась речь, и делался отчет за прошедший год. Были, опубликованы учебные планы предметов, преподававшихся в гимназии. За этот период сложился большой педагогический коллектив (более 30 человек). Среди них 10 педагогов-мужчин, 9 преподавательниц и надзирательниц, а также 5 преподавателей искусств, среди которых артист императорских театров. В штате работал врач — доктор медицины.

Частная женская гимназия М. Т. Брюхоненко

Большой Кисловский переулок, дом Коншина, Столовый переулок, дом 10/2

1906 — передача женской гимназии от З.Д. Перепелкиной  М. Г. Брюхоненко 1910 — начало занятий женской гимназии М. Г. Брюхоненко Министерства просвещения в собственном доме. 1918 — закрытие частной гимназии, создание общеобразовательной школы, введение смешанного обучения, сокращение срока обучения до 7 лет

Мария Густавовна Брюхоненко приняла от Зинаиды Денисовны Перепелкиной и переоформила на свое имя женскую частную гимназию, находившуюся в Большом Кисловском переулке в доме Коншина. В этом нанятом помещении гимназия работала еще 4 года, пока строилось в Столовом переулке специализированное здание.

Еще при З. Д. Перепелкиной в гимназии училась Вера Левченко — будущая звезда немого кино — Вера Холодная. Биограф Веры отмечает, что «здесь преподавали точные науки, иностранные языки, а, главное, насыщенной была программа эстетического воспитания. Вера отдавала предпочтение классическим танцам. Это привело ее в балетное училище Большого театра. Там она выдержала огромный конкурс, но по требованию бабушки вернулась в гимназию. В 1910 году Вера окончила гимназию. Именно в этом году на выпускном балу — по свидетельству биографа Веры — она познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным. В уголке актового зала юноша прочитал ей стихотворение Николая Гумилева „Озеро Чад“, посвященное Анне Ахматовой, ставшей в последствии его женой». С именем Веры Холодной связана целая эпоха в истории русского и мирового немого кино. Ее поразительное неподражаемое сценическое мастерство зарождалось в гимназии, в любительских спектаклях, литературных чтениях, танцевальных выступлениях. Она прекрасно чувствовала себя в гимназии.

Совершенно иное ощущение от гимназии осталось у Марины Цветаевой. Она жила недалеко в Мамоновском переулке и поступила в эту гимназию после учебы в ряде других. Марина была бунтарка, как пишет ее младшая сестра Анастасия. Попав в пансион фон-Дервиз, она вскоре была оттуда выгнана за дерзость и плохое влияние на соучениц. Далее Марина была в гимназии Алферовой и наконец, в гимназии М. Г. Брюхоненко. Но и там «она скучала самым отчаянным образом». Анастасию тоже перевели в гимназию М. Г. Брюхоненко и «с первых же дней, в переменах сходясь, вдвоем ходили по рекреационной зале, под высоким лепным потолком». Когда Марина окончила гимназию, Анастасия спокойно доучивалась, а окружающие люди представлялись Анастасии весьма милыми. По ее воспоминаниям:

«Начальница Мария Густавовна Брюхоненко — большая, полная, добрая, пожилая — являла резкий контраст со своим более молодым мужем, рыжеволосым (узенькая бородка) Александром Николаевичем. Он ходил в вицмундире, был розов, весел и необыкновенно увлечен своим предметом — естествознанием». Анастасия с теплом вспоминает учителя русского языка Юрия Алексеевича Веселовского (сына «известного Веселовского»), математика Владимира Васильевича Голубева.

Здание на Столовом переулке, 10

Здание женской гимназии было построено по последнему слову тогдашних требований. Оно было рассчитано на довольно богатых людей, поэтому было не без роскоши. В альбоме, который был издан в Париже, показано и само здание и все внутренние помещения.

Фасад трехэтажного здания практически не изменился до наших дней, хотя и был расширен при реконструкции. Фасадный вход предназначался только для взрослых, а дети проходили в гимназию по широкой лестнице со двора. В вестибюле: вешалка домашнего типа, крючков на 10, большое зеркало в резной деревянной раме, столик для газет, корзина для тростей и зонтов, несколько стульев с гнутыми ножками, паркетный пол, при входе прикрытый дорожкой. На потолке очень скромный светильник. На стенах — никаких украшений (!) только небольшое вероятно объявление (распоряжение, инструкция) в рамке и — примета времени — телефон. Телефон смонтирован на панели, где отдельно две конструкции: собственно телефонный аппарат с трубкой на шнуре, а также отдельно коммутатор с пятью проводами, идущими вниз.

Приемное помещение площадью метров тридцати с несколькими дверями в кабинеты конторского типа. Пара круглых столов с плотной скатертью и без. На них альбом, портрет в раме, ваза, а, главное, аквариум с рыбками, а около них изысканные цветы. Рядом богатый резной диванчик и стильные кресла. На стене в раме, широкой, но скромной, фотографии профессуры, оформленные в модном тогда стиле цветочного обрамления, и надпись: «Гимназия Брюхоненко 1910» (изображение сорока трех человек).

Типовой класс площадью сорок два квадратных метра. Деревянные парты идут в три ряда, по пять парт в колонну. Три очень широких окна — слева от учащихся. Потолок высотой четыре метра. В одном верхнем углу — вентиляционный люк, в другом — икона. На подоконниках цветы. У учителя небольшой столик-пюпитр и два жестких стула. Большая черная доска и стойка с поперечиной, пригодная для подвески пособий.

Столовая сменного использования. В ней один длинный стол для профессуры на 10 мест, сервированный почти на ресторанном уровне. А параллельно идут три таких же стола, но без скатертей и с табуретками. А в торце каждого стола — стул для надзирательницы. На стене десяток рисунков и гравюр типа натюрмортов.

Кабинет физики имел условно выделенный торец, где за большим двухтумбовым демонстрационным столом вдоль всей стены были встроены шкафы, наполненные оборудованием. Можно отметить: проекционный аппарат, весы, колбы.

Гимнастический зал и актовый зал были одинаковыми по площади (около 100 метров), располагались в торце здания и были освещены с двух сторон. Имелась шведская стенка и круговые качели. Девочки занимались в длинных форменных платьях. Сидели на низких скамейках

Опытно показательная школа № 3 на базе бывшей женской гимназии

Столовый переулок, дом 10

1921 — создание по декрету А. В. Луначарского на базе общеобразовательной школе «Единой трудовой опытно-показательной школы № 3 имени Карла Маркса», введение в школе кооперативного уклона 1923-1924 — ведение кабинетной системы, введение комплексного метода обучения, появление самоуправления в школе. 1930-1931 — ликвидация экспериментальных методик обучения, введение единой методической системы и единоначалия. 1934 — ликвидация опытной школы № 3, переименование школы в школу № 100.

После революции гимназия стала школой смешанной, государственной, вначале 9-ти летнего, а позднее 7-ми летнего образования. В школе было до 17-ти групп и 630 учеников. Группами назвали классы, а первоклассников назвали учениками первой группы. Нововведения того времени ярко описал бывший ученик школы Владимир Викторович Киршман в своем дневнике.

«Теория кабинетной системы. Все классы будут превращены в кабинеты по всем предметам и соответственно оборудованы. К каждому кабинету будет прикреплен преподаватель по данному предмету. Ученики будут переходить из одного класса в другой, следуя расписанию».

Эта кабинетная система и сейчас используется № 110. Но возвратимся к дневнику В. В. Киршмана:

«Комплексный метод обучения. Это уже история, относящаяся к сентябрю 1924 года. Сохранилась фотография, сделанная учителем рисования Александров Петровичем Володиным. На ней — и я среди учащихся второй группы. Мы в бывшей столовой, превращенной в группу ручного труда.

Кстати это связано с тем, что на большой перемене мы прекратили ходить в столовую, а дежурный каждой группы, назначенный старостой приносит еду в мисках и кружках на больших деревянных подносах прямо в класс. Итак, на фотографии мы едим винегрет, приготовленный нами же, из продуктов купленных тоже нами на Арбатском рынке. До этого мы эти продукты (овощи) рисовали, потом решали задачи по арифметике, используя цены на эти продукты. Еще на уроке биологии эти же овощи были учебными пособиями».

В опытной школе преподавал Николай Леонидович Глинка — автор великолепного учебника, который служил несколько десятилетий, как типовой, всей стране, многократно переиздавался.

Помимо основной учебы в школе было много интересного. Шли занятия драматического, литературного и астрологического кружков. Проходили вечера посвященные памятным датам. Издавались журналы классов: литературный, а также юмористические-сатирические («Кривое зеркало», «Колючка»).



Робот Роботович Прошкольный
Автор: Робот Роботович Прошкольный
Прислано: 2008/10/21, 12:41:07
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



чушпан чмо обоссаное чушпан чмо обоссаное
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/