Мужская ветка истории школы - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 110
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Школа № 110

Папка "О школе"



ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО

Знаменитые выпускники
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ 110-Й ШКОЛЫ
Женская ветка истории школы

Испанская ветка истории школы

 Мужская ветка истории школы




Мужская ветка

Частная мужская прогимназия А. Е. Флерова

Мерзляковский переулок, дом Элькинда

1906 — открытие мужской прогимназии А. Е. Флерова (6-летки) 1907 — переоформление в частную мужскую гимназию А. Е. Флерова Министерства просвещения (8-летку)

Александр Ефимович Флеров ранее известный в педагогической среде в качестве автора весьма обстоятельного указателя педагогической литературы, открыл в 1906 году частную мужскую прогимназию. Она размешалась в нанятых помещениях дома предпринимателя Элькинда на углу Мерзляковского переулка и Большой Никитской улицы. Одновременно  А. Е. Флеров начал строительство собственного здания для полной гимназии.

Прогимназия давала 6-летнее образование, обеспечивала проживание детей. Флеров собрал сильный педагогический коллектив из 12 педагогов. К концу существования в прогимназии училось 118 человек. Все они перешли в будущую гимназию, которую А. Е. Флеров оформил уже в 1907 году, а открыл в 1910 году.

Александр Ефимович Флеров не оставил заметок о своем деле. Нет воспоминаний о нем. Нет даже портрета. Но мудрость его, организационный талант виден по результатам. За 4 года он создал крепкий педагогический коллектив, построил великолепное здание, оснастил гимназию по последнему слову тогдашней педагогической науки, смог собрать детей состоятельных родителей, найти попечителей, подобрал директора — будущего академика, а сам довольствовался скромным местом попечителя.

Мужская частная гимназия А. Е. Флерова

Мерзляковский переулок, дом 11.

1910 — начало занятий мужской гимназии А. Е. Флерова в собственном доме. 1911 — назначение А. С. Баркова директором гимназии. 1918 — закрытие частной гимназии

Здание мужской гимназии было построено на собственном участке. Оно протянулось вдоль Мерзляковского переулка. На изящном углу с Медвежьим переулком был вход для педагогов. Проектировал здание архитектор Н. И. Жерихов. На верхнем этаже проживали некоторые гимназисты. А другие приезжали на родительском выезде. Гимназия была дорогая и в ней чувствовался «ласковый либерализм», как выражался Игорь Ильинский, окончивший ее. Он вспоминал: «Едва прозвонит звонок на большую перемену, с ревом, с визгом и восторгом несется и рвется из всех классов, скользя по перилам, грохоча по лестницам, прыгая через восемь ступенек, лавина «детей интеллигентных родителей». А на самом верхнем этаже, в официальной курилке, подпись углем через всю стену, как бы являющаяся лозунгом гимназии «вясна ядет».

Гимназисты ходили в форме, в серой шинели с фуражкой, на поясе — ремень с бляхой, носили ранец. Программа мужской гимназии отличалась от программы женской гимназии. В приготовительных классах ученики обучались русскому языку, арифметике, чистописанию и рисованию. После вступительных испытаний начиналась основная 8-летняя программа. С 1-го класса вводились: русский и немецкий языки, история, география, арифметика и природоведение. Со 2-го класса — французский язык. В 4-м классе вместо арифметики появляется алгебра и геометрия, а в 6-м — физика. А в последние два года преподается «философская пропедевтика», законоведение, включающее государственное право, гражданское и уголовное право. Испытания учеников были на нескольких этапах. Во-первых, при поступлении в гимназию или прогимназию, как было у А.Е. Флерова. Во-вторых, при переводе из подготовительного класса в 1-ый, а также из одного класса в другой. И, наконец, были выпускные испытания зрелости, которые были необходимы для поступления в университет или другие высшие учебные заведения.

На второй год работы гимназии, в 1911-м году на должность директора пригласили Александра Сергеевича Баркова.

В том же году было создано и утверждено Общество попечения об учениках гимназии А. Е. Флерова. А общество в свою очередь выбрало Правление, в которое вошли многие значительные в те годы лица. Например, в комиссии по организации концертов были Вера Николаевна Обухова, Варвара и Иван Андреевич Рыжовы, Иван Михайлович Мануйлов (художник). Эта комиссия устраивала платные концерты, доход от которых шел на благоустройство школы. Общество располагало средствами около 2600 рублей в год. Эти средства шли, в частности, в счет платы за учебу нескольких учеников (1275 рублей за 16 человек в 1913 году), а также на выдачу учебников, на платье, на горячие завтраки, на устройство сцены, экскурсии и прочее.

Педагогический коллектив гимназии, возглавляемый будущим академиком А. С. Барковым, ежегодно увеличивался с 19 человек в 1910 году до стабильного количества в 26 человек — в 1912 году. Среди них было только 3 женщины: одна преподавала танец, а две работали с подготовительными классами./

Началась Первая мировая война. «Бойня 1914 года гремела где-то далеко от Москвы… гимназистам, подросткам война казалась романтическим и чуть ли не праздничным событием, — вспоминает И. Ильинский, — мы, гимназисты спешили встречать первых раненых на Брестский (Белорусский) вокзал. Даже сами раненые имели, казалось, радостный вид. Их осыпали цветами, подарками и улыбками».

Через два года началась революция. «Мы в гимназии были далеки от политики, — продолжает свои воспоминания Игорь Ильинский, — но Февральская революция встряхнула нас. Во всей гимназии было два-три большевика или сочувствующих большевикам, которые участвовали в демонстрации. Взгляды эсеров считались у нас самыми крайними. Большинство же гимназистов „болели“ за кадетов»

Опытно-показательная школа № 10 на базе бывшей мужской гимназии

Мерзляковский переулок, дом 11.

1918 — создание общеобразовательной школы, введение совместного обучения, сокращение срока обучения до 7 лет. 1921 — создание «Единой трудовой опытно-показательной школы № 10 МОНО» 1922 — зарождение в школе ячейки комсомола. 1923 -присвоение школе имени Фритьофа Нансена, великого исследователя и путешественника, посещение школы Ф. Нансеном (1925). 1924 -появление самоуправления в школе. 1925 — назначение И. К. Новикова директором школы. 1930 — ликвидация экспериментальных методик, введение методического единства и единоначалия в школе

Мужская гимназия в 1917 году находилась в зоне боев коммунистических бригад с правительственными силами. Коммунисты захватили власть. В школах Москвы началась забастовка учителей. Но в частной мужской гимназии еще долго все оставалось, как и прежде: в классах висели иконы, при входе стоял швейцар, но уже постепенно школу покидали дети богатых родителей, уезжая из Москвы. Социальный состав учеников стал изменяться.

Коммунисты не сразу установили в школах нужные им порядки. А пока в Москве по декрету правительства создали несколько опытно-показательных школ на базе лучших гимназий. В их число вошла частная мужская гимназия А. Е. Флерова, ставшая государственной. Первые комсомольцы проводили свои собрания вначале под лестницей. Но постепенно новая власть меняла стиль жизни: школа получила»химический уклон — в школе работал химический техникум. Началось своеобразное самоуправление, когда комитеты, в которые входили школьники, стали даже определять загрузку по предметам и уж конечно вводили трудовую повинность школьников, влияли на дисциплину. Прежние предметы, изучавшиеся в школе, существенно изменили и содержание и объем. Увеличилось количество часов, отведенных на уроки химии, сократились до минимума часы, отведенные на географию физику, биологию, немецкий язык, рисование и физкультуру. Исчезла «история» как предмет. Появилась новая дисциплина «обществоведение», а в школу направлен крестьянин, который был прикреплен к ячейке комсомола.

Когда в 1921 году в стране был голод, некоторые зарубежные благотворительные общества организовывали помощь и прислали своих представителей Россию. Среди них был известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. Школа № 10 получила право носить его имя. Директором школы в это время был географ А. С. Барков. Уйдя из школы в 1925 году, он, позднее, стал крупным исследователем и получил звание академика. На смену ему пришел другой выдающийся деятель просвещения — Иван Кузьмич Новиков. Именно эти два человека определили на многие годы высочайший уровень школы. Но крупные изменения произошли после ликвидации опытных школ.

Школа № 100 от опытной школы № 3 до слияния со школой № 110

Столовый переулок, дом 10.

1935 — введение всеобщего десятилетнего образования в школе № 100. 1941 — эвакуация коллектива школы № 100 из Москвы. 1943 — возобновление занятий в школе, преобразование смешанной школы в женскую школу № 100. 1945 — введение аттестата зрелости, появление первых медалистов в женской школе № 100. 1954 — ликвидация женской школы, создание смешанной средней школы № 100. 1958 — юридическая ликвидация школы № 100, передача учеников, педагогов и здания школе № 110. 1966 — строительство двух пристроек к дому № 10 по Столовому переулку.

В 30-х годах все опытные школы были ликвидированы. Школа № 3 получила наименование общеобразовательной школы № 100. В этот период ее все еще возглавлял большевистский выдвиженец Фортунатов Федор Алексеевич. Школа не блистала успехами, хотя из нее вышли значительные личности. Например, ее окончил Виктор Николаевич Поляков, ставший министром автомобильной промышленности, Владимир Яковлевич Козлов — член-корреспондент Академик наук — математик, Марина Соколова — капитан дальнего плавания и художник-график Ирина Шервинская (дочь солиста Большого театра). Уже в 30-е годы школа № 100 стала выполнять функции промежуточной — ученики младших классов школы № 3 переходили доучиваться в школу № 110.

Начало войны и введение раздельного образования изменили ситуацию. Школа № 100 стала женской и в нее перешло много учениц из школы № 110.

В 1945 году женскую школу № 100 возглавила Хорохордина Елизавета Семеновна. Она родилась в 1900 году в городе Тирасполе в русской крестьянской семье. Учительствовала на селе, а в 1922 году как активистку ее направили в Совпартшколу. Позднее окончила институт. С 1932 года ее муж стал работать в аппарате ЦК ВКП(б), что и определило ее переезд в Москву, а в дальнейшем ее различные должности: инструктор, директор ФЗУ, интерната, заведующая РОНО. С 1945 по 1958 год Хорохордина была директором школы № 100, вначале женской, а с 1955 года — смешанной.

Когда в 1958 году школа № 100 была юридически ликвидирована, то все педагоги были переведены в состав школы № 110. Многие из переведенных педагогов, в том числе Е. С. Хорохордина, ушли из школы.

Здание школы, построенной еще в 1910 году, было поставлено на реконструкцию. С 1958 по 1967 год оно постепенно получило две пристройки: одна — в сторону Столового переулка, а вторая — в сторону Ножевого переулка. При реконструкции были снесены малоценные постройки во дворе. С 1967 года помещение бывшей школы № 100 заняла обновленная школа № 110.

Школа № 110 — школа Новикова

Мерзляковский переулок № 110.

1934 — преобразование опытной школы № 10 в общеобразовательную школу № 110 трудового производственного обучения. 1935 — введение десятилетнего образования. 1937 — поездка группы педагогов и учеников на остров Новая земля. 1941 — эвакуация учеников, учителей и части школьного оборудования в Рязанскую, а затем Горьковскую области, село Панино.

Школа — это живой организм, а у всего живого есть периоды зарождения, взлета и — увы — падения или застоя. Приход Ивана Кузьмича Новикова в школу в 1925 году совпал с периодом педагогических экспериментов и реорганизаций. К середине 30-х годов на государственном уровне была закончена реорганизация школ. Именно к этому времени И. К. Новиков создал свою педагогическую систему, которая вывела школу на уровень лучших в стране.

Биография Новикова довольно типична для директоров школ того времени. Иван Кузьмич родился в 1891 году, в деревне, в семье крестьянина Тульской губернии. С детства крестьянствовал. Окончив учительскую школу, с 18-ти лет был учителем в сельской школе. После революции возглавлял управление народного образования в городе Туле. В 1925 году он — директор детского дома «Светлый путь». Детский дом объединили с «единой трудовой школой» и он стал директором 10-й опытной школы Москвы, которая потом стала знаменитой 110-й. В период работы И. К. Новиков довольно хаотично учился в нескольких институтах. Но ясный ум и кипучая энергия толкали его на обобщение своего опыта. Поэтому он успевал писать статьи, ездить с докладами по вопросам руководства школой во многие города, а в результате защитить диссертацию и стать кандидатом педагогических наук. Уже в 30-е годы он практически завершил свои теоретические работы, которые непосредственно реализовал на практике. Его труды были признаны. Он дважды получил высший орден страны — орден Ленина, во время войны он был награжден тремя медалями. Одновременно он был депутатом районного совета Красной Пресни (1939 год), член обкома Союза работников народного образования (1946 год), член комиссии при Совете Министров СССР по народному образованию (1947 год). И. К. Новиков был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В его характеристике было написано: «Созданная им 110-я школа является лучшей школой не только района, но и города Москвы, и широко известна по всей республике и за ее рубежами». Если в итоге спросить: что же создал Новиков, то следует ответить: он создал эффективную систему.

Педагогическая система

Педагогическая система, разработанная Иваном Кузьмичом Новиковым, была хорошо знакома по многочисленным статьям и по неоднократно издававшимся монографиям. Имеются переводы его трудов на испанский, английский, китайский и другие языки. Фундаментальный основной труд Новикова назывался «Организация учебно-воспитательной работы в школе». В нем 4 раздела. Первый — «Планирование работы в школе». Здесь освещается задачи планирования, структура и содержание планов. Автор подчеркивает, что общешкольный план должен быть делом всех работников школы. Второй раздел — «Организация учебно-воспитательной работы». В нем подразделы: организация урока, внеклассной работы, работы классных руководителей, ученических организаций, связи школы с семьей, руководящей, организующей роли директора и заведующего учебной частью в этой работе. Третий раздел — «Инструктирование». В нем говорится о воспитывающей стороне обучения, культуре устной и письменной речи учащихся, о закреплении знаний, о самостоятельности ученика и о его практических навыков.

Четвертый раздел «Контроль» включает вопросы инспектирования учителя, проверки успеваемости учащихся, проведения экзаменов, педагогических советов школы, документации и отчетности школы. Монография заканчивается документальными материалами школы № 110, действовавшими практически, проверенными десятилетней работой.

Педагогическая практика

Иван Кузьмич Новиков руководил этой школой с 1925 по 1952 год. Переход от школы № 10 к школе № 110 произошел естественно, так как все требования, которые вводились в соответствии с партийной и государственной идеологией, Новиков блестяще реализовал. Введение с 1935 года десятилетнего образования было воспринято с радостью — образование очень ценилось. Требование единоначалия в школах у Новикова уже было внедрено — он всегда держал под своим контролем рычаги управления. При этом его умение вести внеклассную воспитательную работу позволяло умно руководить так называемым процессом «самоуправления», который в иных школах приводил к абсурду. Требование «установить контроль за поведением детей» у него было реализовано оригинальным способом. Он ввел новый предмет — газета — и сам вел этот урок. На базе чтения текущих сообщений прессы Новиков формировал сознание учеников. Вторым гениальным нововведением Новикова стала ежедневная газета в школе. У газеты было 26 «редакций», соответственно по числу классов. Газета имела большую силу воздействия. Ее писал каждый класс.

Учеба в школе № 110.

Занятия проходили 5 дней в неделю. Как правило, по пять уроков. По 6 уроков было 2 дня. Причем 6-е уроки были либо физкультура, либо военное дело. В стране начинался военный психоз, население готовили к войне. Среди предметов в программе были: черчение, геология, газета, 3 математических дисциплины (алгебра, геометрия, тригонометрия), русский язык, немецкий язык, история, физкультура, физика, биология и химия. Химия была профильным для этой школы предметом еще в период «опытной» школы. В школе работал 1-й московский химический техникум, давший первый выпуск в 1931 году. В школе в эти довоенные годы преподавал химию очень уважаемый всеми Вайнштейн Борис Михайлович, который в 1924 году окончил школу (№ 10), потом после института вернулся работать учителем, но, к сожалению, погиб во время войны. Из других педагогов следует отметить всеми любимую учительницу Веру Акимовну Гусеву. Она прожила долгую жизнь, труд ее был высоко оценен Родиной, а главное — она оставила неизгладимый след в душе своих учеников.

Уже в 1936 году методы преподавания истории были подвергнуты партийной критике, а параллельно шли репрессии. Непосредственно в школе никто из педагогов не пострадал. Но среди родителей было много репрессированных. Из известных людей: Гамарник, Уборевич, Бухарин, чьи дети учились в школе, а позднее были вынуждены исчезнуть. Дочь Михаила Булгакова училась под фамилией своей мамы. Талантливого мальчика — Евгения Щукина, когда его родители были подвергнуты аресту, спас своим авторитетом Иван Кузьмич Новиков и отстоял права на золотую медаль. Сейчас академик Евгений Дмитриевич Щукин является гордостью школы № 110. Кстати, в младших классах некоторое время учился Андрей (Дмитриевич) Сахаров, всемирно известный ученый.

Второй удар судьбы школа получила в Великую отечественную войну. Школа была закрыта, коллектив эвакуирован. Многие выпускники школы и преподаватели ушли на фронт. Более ста человек из них погибло. Школа свято хранит память о героях. На здании школы воздвигнут монумент. На нем доска с именами погибших и изображение пяти мальчиков в шинелях, в пилотках, с ружьями за спиной. Памятник создал выпускник школы, скульптор Д. Ю. Митлянский, сам фронтовик.

Уже в 1943 году школа возобновила работу. Но в этот год произведена реформа школы — введено раздельное образование. Школа № 110 стала мужской. Изменился и состав педагогов. Многие бывшие ученицы перешли в школу № 100. Туда же ушел учитель литературы орденоносец Зеленцов Иван Иванович, пользовавшийся любовью в довоенной школе № 110. А у школы начались суровые времена, — дети ощущали всю тяжесть войны: голод, холод, гибель близких. Но в этот период (1941-1945 годы) педагогический процесс не ослаб. И в этом большая заслуга И. К. Новикова.

Школа № 110

после Новикова и до создания «испанской» школы

1954 — преобразование школы в смешанную общеобразовательную среднюю школу № 110. 1958 — юридический прием ликвидированной школы № 100 — учеников, педагогов, здания. 1961 — реконструкция здания школы № 110 для ее политехнизации. 1967 — юридический прием ликвидированной спецшколы № 25 — учеников и педагогов, освобождение здания, переезд, а Столовый переулок, дом 10.

Иван Кузьмич Новиков ушел на пенсию в 1952 году, оставив школу на уровне передовых.

Поступивший на должность директора школы Леонид Александрович Дубинин был значительно слабее Новикова. Школа его не приняла. Еще до конца 90-х годов люди вспоминают, как бывший моряк воспитывал мальчиков армейскими методами.

Но в 1954 году началась реорганизация школ. Мужская школа стали смешанной. После этого уровень подготовки в школе № 110 стал снижаться. Если ранее господствовала система Новикова, сохранялся стабильный педагогический коллектив, то с уходом половины мальчиков и приходом такого же количества новеньких девочек школа теряла уровень учебного процесса.

Появился новый директор — Григорий Иванович Докукин. Он был партийным выдвиженцем, готовился в будущем посвятить себя управленческой карьере. Поэтому, не трогая вопросов педагогики, сосредоточился на хозяйственных делах. И действительно это было полезно: шел полным ходом ремонт здания на Мерзляковском переулке, работал хороший пионерский лагерь. Когда в 1958 году школа № 100 была ликвидирована, коллектив школы № 100 был слит со школой № 110, здание школы бывшей № 100 в Столовом переулке стали достраивать. И во всех этих работах роль Докукина была, несомненно, велика

В 1963 году объединенную школу возглавил Александр Николаевич Шпетный. Он был опытным руководителем. Выходец из крестьянской семьи, он судьбой напоминал Новикова. Работал учителем, постепенно получал образование. Далее — война, передовая, орден «Красной Звезды», ранение. После войны А. Н. Шпетный приехал в Москву и работал в разных школах, доучивался. Был директором в нескольких школах (семилетней № 73, средней мужской № 70, школы-интерната № 56). Поступив в школу № 110, он обеспечил некоторую стабилизацию, тем более что школа была в ожидании перемен: заканчивалось строительство здания на Столовом переулке, дом 10, готовилось слияние школы № 110 со специальной «испанской» школой № 25.

Школа № 593 — № 25 от семилетки до «испанской» спецшколы

Новинский бульвар, дом 20

1936 — Завершено строительство здания школы. 1937 — начало занятий семилетней школы № 593. 1941 — эвакуация учеников и педагогов школы. 1943 — возобновление занятий в школе, преобразование смешанной школы в мужскую школу № 593. 1949 — преобразование школы в десятилетку. 1954 — преобразование мужской школы в смешанную № 593. 1962 — создание на базе школы № 593 школы № 25 с преподаванием ряда предметов на испанском языке. 1964 — начало поступления в школу № 25 учеников, чей родной язык — испанский. 1967 — ликвидация школы № 25 и передача педагогов и учеников в школу № 110 с освобождением здания, переезд школы в Столовый переулок.

В конце 30-х годов в Москве строили много новых школьных зданий. Одно из них появилось на Новинском бульваре, дом № 20, вначале числившееся по Трубниковскому переулку. Школа была семилетней. Ее открыли в 1937 году, присвоили номер 593. В школе изучали немецкий язык.

В 1941 году школу эвакуировали. Но к 1943-му году люди уже возвратились в Москву и школу открыли. Тогда же ввели раздельное обучение и в школе стали учиться только мальчики. Директором был назначен Руднев Сергей Петрович, который и жил в здании школы. Характерно, что до самого конца войны в школе работали учителями только женщины. Первые мужчины поступили на работу только в 1947 году. Это были фронтовики с орденами и медалями.

Общий эмоциональный подъем и преобразование школы в 1949-м году в десятилетку позволил школе поднять свой уровень. Но в этот период школа не блистала. С. П. Руднев ушел из школы, проработав 8 самых тяжелых лет. На смену пришла Полетаева, тоже проработавшая 8 лет, но к концу ее директорства ситуация изменилась.

Три обстоятельства повлияли на состояние школы.

Около здания школы выросли корпуса престижных домов, которые были заселены советской элитой. Дети народных артистов и партийно-хозяйственной верхушки страны поступили в эту школу и изменили стиль жизни школы.

Одновременно прошел «Карибский кризис». Советская политика обратила внимание на Кубу, следовательно, и на изучение в школе испанского языка. Поэтому школа № 593 стала специальной языковой и получила № 25. Пять лет школа № 25 работала самостоятельно. В этот период ею управляла Е. С. Ястребова. Школа была на хорошем счету.

Но параллельно шла прокладка Нового Арбата. Сносился целый район. Выселялись жители. Уезжали в дальние районы дети. И школы становились «недополненными». Если к этому добавить, что здание школы № 25 не отличалось красотой, то понятно почему в 1967 году был завершен цикл мероприятий по реорганизации. Школу № 25 закрыли. Все ученики школы № 25 перешли в состав школы № 110. Туда же перешли и все педагоги. К этому времени была произведена достройка здания школы на Столовом переулке. Испанская школа возродилась на новом месте под номером 110



Робот Роботович Прошкольный
Автор: Робот Роботович Прошкольный
Прислано: 2008/10/21, 12:41:48
 


ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/