Цель: - Закрепить название овощей, фруктов и ягод.
- Учить правильно, употреблять слова в единственном и множественном числе.
- Учить образовывать прилагательные от существительных.
- Развивать речь и словарный запас.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Закрепить понятия «звук» и «слово». Дифференциация этих понятий.
Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, ягод, корзины 3 шт.; предметные картинки — ягоды.
Ход занятия:
Орг. момент: Пальчиковая игра: «Пальчики здороваются».
Сообщение темы: Сегодня мы с вами будем говорить об овощах, фруктах и ягодах.Релаксация. Мимические упражнения. Скажите:
- Из чего вырастают овощи? — Овощи вырастают из семян.
- Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями (дети медленно поднимаются). Медленно поднимите руки вверх, растения тянуться к солнышку. Напрягите руки, пальцы. Сильно солнышко припекло, наши растения завяли. Уронили голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Вдруг полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи. (дети садятся на места)
- Ребята, где растут овощи? - На грядке, в земле.
- Назовите овощи, которые вы знаете? - Морковь, капуста, огурцы и т.д.
- Покажите овощи-толстячки (надуть щёки)
А теперь овощи-худышки (втянуть щёки)
Арт. гимнастика.
- Чтоб язычок проснулся, заработал, сделаем зарядку. Упражнения: «Улыбочка», «Лошадки», «Качели», «Дразнилки»
Игра на внимание. Приготовьте ладошки, будем играть. Я буду называть разные слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите название овощей. (парта, редис, репка, ручка, огурец, помидор, шапка и т.д.). Молодцы! Очень хорошо получается.
- ВЫ любите бананы? апельсины? ананасы? — Да!
- Назовите их, одним словом. – Это фрукты.
- А теперь давайте вспомним название фруктов, которые я ещё не назвала(яблоко, груша
персик, абрикос, авакадо и.т.д.)
Физминутка. «В ОГОРОДЕ»
Дети шли, шли, шли дети шагают на месте
В огород они зашли.
Капусту нашли, наклонились и собирают овощи
Огурцы нашли, помидоры все собрали,
Кабачки нашли,
Всё в корзинки положили
И домой пошли. шагают на месте
(на коврике выставляются корзины с фруктами и овощами).
Развитие моторики.
- Ребята посмотрите, какой большой урожай мы собрали. Наша задача весь урожай перебрать и разложить в корзины по цвету.
В левую корзину только оранжевые овощи и фрукты,
в правую, только красные и розовые.
а в корзину посередине, только зелёные (дети под музыку собирают урожай по корзинам)
Развитие дикции, речи.
- Отгадайте и повторите чистоговорки.
Ор-ор-ор — сорвали красный ………помидор.
Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.
Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.
Бус-бус-бус – мы разрезали ………..арбуз.
Образование прилагательных.
- Что можно приготовить из фруктов? — Салат, компот, морс, пирог, желе, кисель, сок.
-Молодцы. А давайте сейчас с вами сделаем сок из яблок. Он будет какой? — Яблочный.
- А сок из груши? - Грушевый.
- Сок из апельсинов? — Апельсиновый.
- Сок из ананасов? — Ананасовый.
- А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? — Ассорти.
- Ребята, а из овощей можно делать соки? — ДА.
- Как назовём сок из моркови? — Морковный.
- Из огурца? — Огуречный.
- Из свёклы? — Свекольный.
- Молодцы! Замечательно!
Работа по картинкам.
-Посмотрите на картинки (на доске висят картинки ягод). Давайте их назовём. – Малина, клубника, черника, ежевика, клюква, смородина, виноград, арбуз, вишня, слива и т.д.
-Назовите все картинки, одним словом? — Это ягоды.
- А где растут ягоды? — на деревьях, кустах, на болоте, на низеньких кустиках.
- Что можно приготовить из ягод? -Компот, кисель, морс, пирог, желе.
- Назовите: Кисель из вишни, какой? — Вишнёвый.
Пирог с малиной? — Малиновый.
Сок из винограда? — Виноградный.
Компот из сливы? — Сливовый.
Морс из клюквы? — Клюквенный.
Игра на внимание «День-ночь». Посмотрите внимательно на картинки, запомните. Ночь(дети закрывают глаза, логопед убирает одну картинку, день, дети угадывают отсутствующую картинку. (повторить 3-4 раза).
ИТОГ: — О чём мы с вами говорили на занятии?
- Что нового вы узнали?
Вспоминайте обязательно,
Что учили на занятии.
Игры пособие М.И. Лозбякова « Учимся правильно и чётко говорить».
Стр. 175. Задания №15, № 16, №17, №23
|