Существительные:
морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы,
горох, огурец, укроп, петрушка,
репа, кабачок, тыква, перец,
кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок,
урожай.
Глаголы:
расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать,
полоть, сажать, сеять, удобрять,
срывать, выращивать,
собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать,
пересаживать.
Прилагательные:
зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный,
круглый, продолговатый, крепкий, горький
,
сладкий, мелкий,
крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной,
пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.
Пальчиковая гимнастика
Вышла Люба в огород —
(Ставят руки на пояс.)
Сколько у неё хлопот!
(Поднимают руки к щекам,
покачивают головой.)
Нелегко полить на грядке
(Разводят руки в
стороны.)
Овощи все по порядку:
Помидоры, лук, капуста
(Поочерёдно загибают
палъ
цы на правой, затем на левой
руке
на каждое название
ово
ща.)
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп.
И. Михеева
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над
чёткостью дикции.
Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол
В огород меня
Завёл!
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить
связному монологическому
высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают
последнее слово.
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).
Кругла да гладка,
Откусишь — сладка,
Сидит на грядке крепко,
А зовётся... (репка).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков...
(горох
).
И зелен
, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом... (картошка).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не
размокла,
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы?
Зовусь я... (свёкла).
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование
уменьшительной формы существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом.
Дети встают в круг, воспитатель бросает
каждому по очереди
мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет
овощ «ласково».
Например:
Морковь — морковка, морковочка.
Игра «Овощной магазин»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование
множественного числа родительного падежа
существительных).
Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены
муляжи или картинки с изображением овощей. Дети —
покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и
произносят его название со словом много.
Например:
Я хочу купить много моркови.
Игра «Поварята»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или
картинки с изображением овощей, говорит
им, что сейчас дети
будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих
овощей.
Например:
Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.
Какой сок получится из томатов? — ...
Какие котлеты получатся из капусты? — ...
Какой салат получится из огурцов
? — ...
Какие котлеты получатся из моркови? — ...
Какой сок получится из свёклы? — ...
Какой суп получится из лука? — ...
Какое рагу получится из овощей? — ...
Какая икра получится из кабачков? — ...
Какая каша получится из тыквы? — ...
Игра
«Собери овощи
»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить
подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с
написанной на ней буквой К и предлагает детям
положить в неё
только те овощи
(муляжи), в названии которых есть звук
[к].
Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан,
морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф
картинки с изображением Буратино и с изображениями лука,
тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино
назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой
анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковро-
линографе, остальные работают
с раздаточным материалом за
столами.
Слова: пук, тыква, укроп, салат.
Игра
«Загадай
-ка
»
Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы-
описания; расширять словарь прилагательных; развивать
грамматический строй речи (согласование существительных с
прилагательными в роде,
числе, падеже).
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной
схеме.
Например:
Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий... (огурец).
Текст для пересказа
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему
Петушок и принялся рядом зёрнышки
в траве искать. Вдруг он
увидел капустный листок.
—Ко! — удивился Петушок и клюнул его.
Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить
попробовать и говорит:
—Ко!
А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:
—Му-у?
—Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на
капустный листок.
—Му-у? — не понимает Телёнок.
Так стоят они около капустного листка и разговаривают:
— Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это
Коза и как заблеет:
— Ме-е-е! Мне-е!
Л. Яхнин
Вопросы:
Что нашёл Петушок в траве?
Понравился
ли ему капустный листок?
Кому Петушок
предложил листок капусты?
Попробовал
ли его Телёнок? Почему?
Что сказала
Коза
?
|