Новая лексика
Существительные:
лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа,
леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру,
коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна,
Африка, Австралия,
Глаголы:
охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать,
бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,
нападать, подкрадываться.
Прилагательные: полосатый,
пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый,
выносливый
, огромный
, длинношеий
,пушистый
.
Диалог
Цели: работать над общими речевыми навыками, развивать
диалогическую речь.
СЛОН
— Здравствуй, слон!
Ты что
не весел?
Почему ты нос
повесил?
Почему твой
длинный нос
До земли почти
дорос?
Слон подумал и
ответил:
— Нос мне очень нужен, дети!
— Вот как? Нужен? А зачем?
— Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот!
Он
поможет мне напиться
И за ветку
зацепиться.
Может он служить
рукой —
Вот полезный он какой!
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции,
правильное звукопроизношение, правильное голосоведение,
слуховую память.
ХОД игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто
быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.
На прогулке говорливая горилла,
Не
смолкая, с гориллёнком говорила.
А. Костаков
За гиппопотамом гиппопотам
Топает по пятам.
Л
. Улъяницкая
Игра
«Подскажи словечко
»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры.
Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и
договаривают последнее слово.
Раз в глубоком тёмном иле
Рыбку рыбаки ловили,
А к ним
в сети угодил
Злой зелёный...
(крокодил).
Панцирь крепкий, как гранит,
От
врагов он защитит,
И под ним не
знает страха
Медлительная...
(черепаха).
Слышите могучий топот?
Видите длиннющий хобот?
Это
не волшебный сон!
Это
африканский... (слон).
Игра «Будь внимательным»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель
читает детям стихотворение и просит решить задачу.
СЕМЕЙКА
Шли слоны своей тропою,
Шли сквозь джунгли к водопою:
Папа-слон, слониха-мама,
Дед, слонище преупрямый,
Бабка, слонка-пятитонка,
И внучата,
два слонёнка:
Слоник, маленький
сынишка,
И его сестра, Слонишка.
Сколько шло к воде слонов?
У тебя
ответ готов?
Т. Крюкова
Игра
«Кто где
?»
Цели:
формировать грамматический строй речи (понимание и
употребление предложно-падежных конструкций); развивать
слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции
звукового анализа и синтеза.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные
жарких стран) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.
д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети
отвечают: «На столе стоит слон». Затем воспитатель уточняет,
какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном
предложении.
2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где
находится игрушка, в названии которой известны первый и
последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она
стоит.
Например:
Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [ж],
а последний — [ф]. —Жираф стоит под стулом.
Игра
«Один
— много
»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование
родительного падежа существительных во множественном
числе).
Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель
называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он
соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.
Например:
Один лев — много львов, один жираф — много жирафов.
При необходимости игру повторяют.
Игра «Чья, чей, чьи?»
Цели: формировать грамматический
строй речи (образование притяжательных прилагательных от
существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки
с изображением животных севера и жарких стран и просит
назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)
медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) ... У
песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа
бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога
(чьи? какие?) ... У пингвина клюв
(чей? какой?) ...
Игра «Кто лишний?»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры.
Игра
проводится с использованием картинок с изображением
животных севера и жарких стран.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать
предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.
Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие
слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с
большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.
Например: Лев — хищное животное.
Обезьяны очень ловкие. Слон
поднимает грузы хоботом. Бегемот
днём много спит. Жирафщиплет
листочки
.
Игра
«Рассыпанные слоги
»
Цель:
развивать слоговой анализ и синтез, зрительное
внимание и зрительную память, активизировать словарный
запас по теме «Животные жарких стран».
Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из
разрозненных слогов.
Это было в воскресенье
У слона
на дне рожденья.
Гости пели,
веселились,
В хороводе все
кружились.
Так кружились и
вертелись,
Что на части
разлетелись.
Раз, два, три,
четыре, пять!
Помоги гостей
собрать:
АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-
КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-
МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-
ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!
Из пособия Л. Гадасиной,
О. Ивановской
Ответы иллюстрируют картинками:
антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла,
жираф, лемур, кобра, гиена.
Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать
фонематический слух.
ХОД игры. Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает
руку только тогда, когда услышит названия животных.
Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра,
папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Посмотрите: бегемот
В
жаркой Африке живёт.
Целый день в реке сидит,
Корни ест он или спит.
Ночью он не будет спать,
Выйдет травки пощипать
И
затопчет все луга —
Тяжела его нога.
А потом опять поспать
Заберётся в воду,
Так
проходят его дни,
Так
проходят годы...
С. Васильева
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному
монологическому высказыванию (толкование загадки).
ХОД игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
И петь — не поет,
И
летать — не летает.
За что же тогда
Его
птицей считают?
(Страус)
Что за коняшки —
На всех тельняшки.
(Зебра)
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь
ребятам. (Верблюд)
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит
...
(крокодил
).
Некрасивый он, пожалуй...
Вместо носа — шланг
пожарный,
Уши вроде
опахал,
Ростом с башню
отмахал.
(Слон)
В. Жуковский
На носу он носит рог
И зовётся...
(носорог).
Н. Нищева
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна
большая пасть.
Зубы в пасти
— просто страсть.
Н
. Нищева
Текст для пересказа
КРАСАВИЦА
Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут её
Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.
Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота
огромная. Откроет — как чемодан. Весом бегемот — сто пудов.
А командует им в зоологическом саду худенький старичок.
Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду.
Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не
пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.
Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку — а не
смеет: старичок не велит.
По Б. Житкову
Вопросы:
О ком рассказ? Как зовут бегемотиху?
Откуда её привезли?
Что делают бегемоты на родине?
Опишите бегемота.
Кто командует бегемотом?
Как старичок заботится о бегемоте?
|