Существительные:
белый медведь, песец, полярная сова,
полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень,
Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.
Глаголы:
охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать,
бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,
нападать, подкрадываться.
Прилагательные:
пятнистый, медлительный,
выносливый
, огромный
,
пушистый
.
В Антарктиде среди льдин
Ходит
важный господин,
В чёрный он одет
сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На
ногах надеты ласты.
Вы узнали
господина,
Птицу важную — ...
(пингвина)?
С. Васильева
Игра
«Кто где
?»
Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и
употребление предложно-падежных конструкций); развивать
слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции
звукового анализа и синтеза.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные
Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.
д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети
отвечают: «На столе стоит медведь». Затем воспитатель уточняет,
какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном
предложении.
2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где
находится игрушка, в названии которой известны первый и
последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она
стоит.
Например:
Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],
а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.
Игра «Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, активизировать и
уточнить словарь по теме «Животные севера».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть
картинку и найти на ней животных севера.
Игра
«Один
— много
»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование
родительного падежа существительных во множественном
числе).
Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель
называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он
соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.
Например:
Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей
При необходимости игру повторяют.
Игра «Чья, чей, чьи?»
Цели: формировать грамматический
строй речи (образование притяжательных прилагательных от
существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки
с изображением животных севера и просит
назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)
медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) ... У
песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа
бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога
(чьи? какие?) ... У пингвина клюв
(чей? какой?) ...
Игра «Кто лишний?»
Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра
проводится с использованием картинок с изображением
животных севера и жарких стран.
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать
предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.
Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие
слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с
большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.
Например: Лев — хищное животное.
Обезьяны очень ловкие. Слон
поднимает грузы хоботом. Бегемот
днём много спит. Жираф щиплет
листочки
.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
Смотрите, смотрите,
Снега и снега.
Четвёртые сутки
Бушует пурга.
Она сорвала свой
Простуженный голос,
Пока добиралась
На
Северный полюс.
А вот и полярники,
Смелый народ, —
На
льдине дрейфуют
Они
круглый год.
И дорог им Север —
Большая страна,
Где
белая даже
Сама
тишина.
М. Садовский
|