Информативно – рецептивный: рассматривание образцов моделей планеты Земля, звезды Солнца.
Словесные: рассказы, беседы, художественное слово, использование образцов педагога, литературное творчество.
Репродуктивный: практические работы,
Игровой: введение в воображаемую ситуацию.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ
Ход занятия
Дети с цветами в руках входят в зал под музыку "То березка, то рябина", строятся в круг .
Упражнения с цветами
Перестраиваются в две колонны и проходят, садятся на стульчики. Модель Солнца подвешено на расстоянии 1 метр от пола, модель планеты Земля находится на подставке от пола на расстоянии 1 метра, закрыта скатертью.
Ведущая: Ребята, у меня есть для вас тайна, как вы думаете, что это под скатертью?
Загадка Ни начала, ни конца Ни затылка, ни лица Знают все и млад и стар, Что она огромный шар (планета Земля)
Показывает большую модель планеты Земля
Ведущая: 22 апреля день рождение Земли? и наш праздник посвящается нашей любимой планете .
Первый ребенок выходит на середину зала, остальные встают около стульчиков, здороваются с планетой Земля:
Здравствуй, Земля! Ты щедра и красива! В наших сердцах твоя добрая сила В наших горячих руках твое завтра. Здравствуй, Земля наша милая, здравствуй!
Ведущая Прежде, чем мы будем говорить о планете Земля, давайте посмотрим на нее сверху и вспомним, где она находится, но нужно отгадать еще одну загадку:
Загадка Шар воздушный, золотой Над рекой остановился Покачался над водой, А потом за лесом скрылся (солнце) -Что это? – показываю модель солнца (солнце) А это?- показываю маленькую модель Земли - глобус (планета Земля). Что больше Земля или Солнце? - Солнце намного больше, чем Земля. Земля, вращаясь вокруг своей оси в течение дня,вращается при этом вокруг Солнца в течение года. Когда земля вращается вокруг своей оси и когда сторона земли поворачивается к солнцу, в тех местах – день, а какой стороной Земля отворачивается от Солнца – там ночь. Земля вокруг солнца вращается под наклоном , за счет этого происходит смена времен года.
Давайте вспомним, сколько планет, и какие находятся в солнечной системе.
Игра "Изобрази солнечную систему"
Правило игры: посреди зала прикреплено к потолку модель солнца, шар радиусом 45 см, обклеенный желтой блестящей бумагой, расстояние от пола 1,5 м. Дети с мячами (планетами) называют по очереди планеты и изображают, как двигаются планеты в солнечной системе, ребенок изображающий планету Земля, берет глобус, т. к. только на одной планете Земля есть жизнь. Дети по очереди называют планеты и выходят на игру.
Меркурий - раз Венера - два-с, Три - Земля, Четыре - Марс, Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, Восьмой-Нептун, Девять - дальше всех Плутон…
Прослушивание песни "Дом под крышей голубой"
Стихи.
Ведущая: Наш дом родной, наш общий дом –
1-й чтец. Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там зеленый луг. Есть на Земле огромный дом
2-й чтец. Под крышей голубой Живут в нем солнце, дождь и гром Лес и морской прибой
3-й чтец. Чудес нам всех не перечесть Одно у них названье есть Леса и горы, и моря - Все называется ЗЕМЛЯ!
4-й чтец. А если в космос ты взлетишь, Ты из окна ракеты Увидишь шар наш голубой, Любимую планету!
Ведущая: Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много – много месяцев, чтобы объехать его вокруг. На Земле есть два полюса...
5-й чтец. Короной снежной с двух сторон Наш шар прекрасный окружен Два полюса, два братика Антарктика и Арктика!
(северный и южный полюс)
Ведущая: Чтоб полюса мне не искать, Должны вы их скорей назвать, Потом на шаре показать.
Ведущая: А теперь вопрос такой: Так почему же голубой Наш общий дом, наш шар земной? (потому, что большую часть поверхности Земли покрывает вода)
1-й чтец. Из недр Земли забил родник, Ручьем хрустальным ставший вмиг… Спешат ручьи, вперед бегут, И вот рекой уже текут!
Река течет не как – нибудь, А прямо к морю держит путь… И море, как огромный рот, Все воды рек в себя вольет!
Ну, а потом их примет сам Необозримый океан! И он омоет шар земной Водою чистой, голубой.
Игра "Волшебная палочка"
Дети передают по кругу волшебную палочку и называют водные ресурсы (реки, моря, океаны).
Ведущий: Дорогие друзья, Константин Паустовский, наш замечательный писатель, сказал: "Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца".
Прослушивание песни И.О.Дунаевского на слова Лебедева-Кумача "Широка страна моя родная"
Широка страна моя родная Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, де так вольно дышит человек…
Дети читают стихотворение Александра Прокофьева
1-й чтец. Возле речки в тумане Чуть звенят тополя… Может ими и манит Человека Земля?
2-й чтец. Иль березкой кудрявой, Нескупой на слова? Или явором? Явор – всем лесам голова.
3-й чтец. Иль плясуньей-калиной, Что сережкой трясет? Или первой травинкой, Пробивающий лед?
4-й чтец. Что же, Земля привлекает Или этим, иль тем. В суть вопроса вникая, Я так думаю - всем!
Ведущая: Ребята, нас так много живет на Земле и о природе – одной – позаботиться можем вполне!
Игра "Кто больше соберет мусору"
Правила игры. На поляне стоят модели 3 деревьев, под деревьями лежит мусор. Выходят 2 команды по 4 человека и собирают мусор на скорость.
1-й чтец. Любите родную природу – Озера, леса и поля Ведь это же наша с тобою Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились, Живем мы с тобою на ней Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей.
2-й чтец. Эй, не трогайте планету! Насекомых, птиц, зверей, вы не обижайте - а планету цветами украшайте!
Ведущая: Да, наша небольшая планета земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Будем украшать свою Землю цветами.
3-й чтец. Нас много, ребята! Везде, где живем, Цветы посадим, Сады разведем.
Трудовая деятельность - посадка семян цветов шафрана и календулы. Дети, расчитываясь на шафраны и календулу, делятся на 2 команды, команда "Шафра" сажает семечки шафрана, а команда "Календула" – календулу.
План посадки/
сделать лунку стекой
положить семечко
засыпать землей лунку стекой
полить
Песня "Сберегите Землю"
1-й чтец. Смотрю на глобус шар земной И вдруг вздохнул он, как живой, И шепчут мне материки "Ты береги, нас, береги!"
2-й чтец. В тревоге рощи и леса Роса на травах, как слеза, И тихо просят родники: "Ты береги, нас, береги!"
3-й чтец. Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: "Ты береги, нас, береги!"
4-й чтец. Живи, Земля, живи, Земля! И вы поймите, люди, Второй Земли, второй Земли Второй такой не будет!
5-й чтец. Давайте, люди любить планету. Во всей Вселенной похожей нету. Во всей Вселенной на всех одна, Что будет делать без нас она?
6-й чтец. Берегите Землю, берегите Жаворонка в голубом зените, Ласточку, мелькающую в жите, Берегите Землю! Берегите! (М. Дудин)
Песня"Улыбка" (дети поют и делают движения)
Сюрпризный момент
Раздается стук в дверь. Заходят дети старшей группы в русских национальных костюмах с шоколадными медальками.
Ведущая. Ребята, на какой планете мы живем? (Земля) Как называются люди, которые живут на планете «Земля»? (Земляне). Земляне принесли вам шоколадные медали и хотят вас наградить за доброту к планете Земля, за то, что убираете мусор на планете Земля, украшаете ее цветами.
Дети в русских народных костюмах раздают медали
Литература
Бондаренко Т. М. - Конспекты занятий в подготовительной группе
Горбатенко О.Ф.- Система экологического воспитания в ДОУ
Маневцова Л. М., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А.- Мир природы и ребенок (методика экологического воспитания дошкольников).