|
| Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.
Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива Голубой джаз. Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.
Весной 1940 года Голубой джаз гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду Эрмитаж. На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий.
Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.
После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. Синий платочек в сопровождении Голубого джаза спел его солист Станислав Ляндау.
Вряд ли подозревал тогда Яков Маркович Галицкий (18911963) автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.
На пластинку в довоенные годы Синий платочек записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница популярная в те годы певица Е. Юровская и ее аккомпаниатор пианист Б. Мандрус.
Слушаешь сейчас эту запись и невольно задаешься вопросом: Ну чего в ней особенного, в этой песне?
Думается, правильно ответил когда-то на этот вопрос композитор Д. Б. Кабалевский. Возражая противникам Синего платочка (а их в свое время было немало), Дмитрий Борисович заметил: Вопрос популярности Синего платочка очень ясный. Этой популярностью он пользуется, по-моему, по трем причинам:
- первая причина та, что он удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе;
- вторая причина - та, что в нем есть абсолютное сочетание текста и музыки. В тексте этой песни нет ни героев, ни героических подвигов, ничего, кроме чистой лирики. Эта лирика так же элементарна в своем выражении, как элементарна и музыка песни. Но отсутствие противоречия между текстом и музыкой делает эту песню очень органичной;
- третья причина та, что при всей примитивности музыка этой песни идет от традиции старинного русского вальса вальса, на который имеется спрос
Говоря о примитивности музыки, Дмитрий Борисович, по всей вероятности, имел в виду ее простоту, ту самую простоту, которая сделала Синий платочек легко запоминаемой, близкой, понятной и дорогой всем нам песней.
Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, которые нужны были солдатам первых эшелонов. отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам. ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.
Вспоминая об этом времени, поэт А. Сурков писал:
Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками Идет война народная, священная война в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки Синенький скромный платочек.
Так и было. Более того в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант Синего платочка. Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, той песней, что придумана безымянным автором буквально в первые дни вражеского нашествия и начиналась словами:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Дрогнут колеса вагона,
Поезд умчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я с эшелона
Грустно помашем рукой...
Та же тема расставания и разлуки, вызванных войной, нашла отражение и в переделанной концовке довоенного Синего платочка, с которым
|
|