|
| Кинофильм Белорусский вокзал, где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране.
Прост сюжет фильма. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу на похоронах своего бывшего однополчанина. Они не виделись четверть века. В этот насыщенный событиями, оказавшийся очень значительным для них день как бы держит экзамен на прочность их фронтовая дружба, проверяется сила и крепость их боевого солдатского братства. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти на помощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме является эпизод, когда четверка главных героев, роли которых исполняют известные актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои, просят
хозяйку спеть любимую песню их десятого непромокаемого батальона.
Самой этой батальонной песни поначалу не былобыла только ремарка в сценарии о необходимости и желательности таковой.
Режиссер фильма Андрей Смирнов считал, что это должна быть песня, которую как бы сложил участник войны, сложил в те далекие военные годы пусть и не очень умело, но искренне. Именно это оказалось весьма трудной задачей. Один за другим отвергались предлагаемые варианты песенных текстов и музыки.
Шло время. Уже была отснята добрая половина будущего фильма, а песню все никак не могли подобрать. И тогда решено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, в том числе и о войне.
Я приехал к нему домой, вспоминает А. С. Смирнов, рассказал о нашей работе и своей задумке. Булат Шалвович выслушал меня и стал отказываться:
Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу. Работы уйма. Найдите кого-нибудь другого
Сопротивлялся он долго. Еле уговорил его прочесть хотя бы сценарий картины. Но лучше бы не делал этого сценарий не произвел на него никакого впечатления. И тогда я пошел на отчаянный шаг решил показать ему отснятый к тому времени материал. Привез на Мосфильм,усадил в просмотровом зале
Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось. Так что вдохновило его на песню только то, что увидено было им на экране.
В скором времени Окуджава принес готовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа.
Я, признаться, растерялся, рассказывает об этом памятном для него прослушивании поэт. Предупредил, что не предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом начал петь
Сначала песня не произвела впечатления ни на режиссера, ни на киногруппу, но я чувствовал: что-то в ней есть. Просто мешало мое неумение исполнять, да еще, не умея играть, я вздумал аккомпанировать себе на пианино в присутствии композитора Шнитке, писавшего музыку к Белорусскому вокзалу, и делать это при нем было особенно трудно. Но вдруг именно он, один-единственный, сказал:
Послушайте, а ведь это же очень интересно. И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. И тогда запела вся группа
По-моему, в фильме она исполнена именно так, как и должна была прозвучать: без особенного умения, на нерве
Потом была съемка этого эпизода, тех самых кадров, которые никого в зрительном зале не оставляют равнодушными: герои поют вспоминают свою фронтовую юность и плачут.
Рассказывая о песне Нам нужна одна победа, нельзя не сказать о ее первой и пока непревзойденной исполнительнице заслуженной артистке РСФСР Н. Н. Ургант, сыгравшей медсестру Раю в Белорусском вокзале. Вот что пишет об этой ее работе журналистка Э. Горчакова в очерке Женщина из нашего полка:
Героиню Ургант назвали самым прекрасным образом русской женщины на войне, хотя снималась она в стареньком домашнем халатике.
Требовалось только одно: спеть и не заплакать. Плачут только мужчины. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах. А потом пошел тот, единственный, который мы все знаем. Очень тихий голос. Очень ровный. Сила в нем разгорается как пожар, как набат, как беда! Плачет Леонов, по-ребячьи, взахлеб, кусает губы Сафонов, по суровому лицу Глазырина сквозь сомкнутые веки текут слезы.
А женский голос звенит такой мощью, такой сокровенной клятвой
Все правильно. Так оно и было по правде, по войне. Только бы женщина выдержала. Только бы встала нерушимо на просторе огромной страны в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели И фронт не дрогнет!
Сколько лет прошло, но не было с той поры ни одного концерта, ни одной встречи со зрителями, где бы ее не просили спеть песню из фильма Белорусский вокзал. И она всегда отвечала; Нет. Эта песнясудьба, песняжизнь, она не для концерта.
В День Победы она всегда идет в те парки, на те площади, где собираются ветераны. Вот и в тот день пришла на площадь Искусств.
|
|