Развитие
творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Развитие
творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе
обучения.
Человеку
с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую
"изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой
производительности труда. Тема не нова, но она актуальна в любое время, потому
что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают,
прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и
мыслительной деятельности.
Развитие
творческих способностей обучающихся в нашей школе обеспечиваются следующими
средствами:
1.Использование
игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и
литературы:
Учителя
начальных классов на уроках литературного чтения предлагают детям игру «Доскажи
словечко», в 5 классе я продолжаю эту работу, т.к. эта игра развивает чувство
рифмы. Например, при изучении темы «Лексика» можно играть так:
Я антоним к
слову зной,
Я в реке, в тени
густой
И в бутылке
лимонада,
А зовут меня
………….
Этот
же приём использую при изучении темы «Наречие» в 7 классе:
1. Посиди да
погоди: сказка будет
впереди.
2. Черно-бурый медвежонок про себя ворчит
спросонок.
3. Подымается
петух, говорит с собою
вслух.
2.
Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке. В пятом классе мы
ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята
начинают составлять их сами.
3.
Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока
(загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания
могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений,
из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых
игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше?
лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и
фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки,
"расследования").
4.
По теме «О-ё после шипящих» пишем с детьми диктант в занимательной форме:
«Шотландец-обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо
и пшеничную кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая всё это
компотом из крыжовника…»(Газета «Русский язык»№9, 2001) Подобные диктанты
предлагаю детям составить самостоятельно и по другим темам. Такой вид работы
развивает творчество и повышает грамотность.
5.
Составление блок-схем.
6.
Создают условия для творчества и нестандартные уроки: уроки - сказки, уроки -
путешествия в страну Грамматику, интегрированные уроки и др. В уроки - сказки
включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают
учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.
7.
Особенно детям нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-
миниатюра. Так, в первые дни учебы в пятом классе можно написать сочинение –
миниатюру «Ура! Я пятиклассник!» Эта работа позволяет детям выплеснуть те
эмоции, которые их переполняют. Ведь 5 класс – это определенный рубеж, начало
новой жизни.
Традиционно
в школе на уроках развития речи описываются репродукции с картин. При этом
использую и такой вид работы как описание фотографии. Дети приносят из дома
портреты близких людей, фотографии на сюжетную тему и описывают их. Проверено:
эту работу ребята делают с большим удовольствием, более эмоционально и,
главное, искренне. В 6 классе вместо привычного сочинения "Моя
комната" можно предложить написать сочинение "Моя комната в 2030 году".
Сочинение
лингвистической сказки:
Например:
СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА
Были же сомнения, были же
мечты, но были же «и надежды, что сомнения развеются, а мечты осуществятся!
Были же…
БЫ, ЛИ, ЖЕ… Три маленькие
частицы, в которых все это выразилось с наибольшей силой.
Это не просто служебные
слова. Их нельзя смешивать с какими-то КОЕ или НИБУДЬ, которые примазываются к
членам предложения, держатся за них своей черточкой.
Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ не
таковы. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся
отдельно от других слов — это нужно всегда твердо помнить!
Каждая из них занята своим
делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала
понятной. А в неслужебное время… О, о чем только не говорят в неслужебное время
служебные слова! Этого вы никогда не прочтете в их тексте.
— Если бы у меня было
не две, а хотя бы три буквы, — говорит частица БЫ, — я бы такое
сказала!
Ах, эта частица БЫ, какая
она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.
— Вряд ли, — возражает
ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. — Да и нужна ли
тебе лишняя буква?
— Это же пустой
разговор, — останавливает их ча стица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на
вещи. — Тебе же вполне хватает двух букв, больше тебе не положено по
правописанию.
Но частицу БЫ трудно
остановить.
— Если бы я была
Подлежащим, — вдруг заявляет она, — я бы навела порядок в этом
тексте.
— Ой ли! Тебе ли
наводить в тексте порядок?
— Да перестаньте же!
У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой.
Так спорят в свободное
время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер,
поэтому ведут они себя в тексте по-разному.
БЫ — мечтает.
ЛИ — сомневается.
ЖЕ — утверждает.
И попробуйте прожить хоть
без одной из этих частиц! Не проживете!
Попробуйте ни в чем не
сомневаться.
Попробуйте ничего не
утверждать.
Попробуйте ни о чем не
мечтать.
Сможете прожить?
Не сможете!
- Какую роль играют данные
частицы в предложениях, в речи?
Частицы бы, ли, же...
Хотя все они служебные слова, но
у них у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.(
слайд 7
)
·
БЫ – мечтает.
·
ЛИ – сомневается (и спрашивает).
·
ЖЕ – утверждает.
3.
Внеурочная деятельность по предмету.
Системы
работы по развитию творческих способностей как средства личностно -
ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это
литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, праздникам,
именам. Например, в этом году в нашей школе было проведено
литературно-музыкальное кафе, посвященное юбилею М.Ю. Лермонтова. Это и различные мероприятия в рамках
предметной недели. Традиционно в нашей школе проводится конкурс чтецов.
Помимо
этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет
активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного,
муниципального и регионального уровней: ___________________________________________________и
другие.
Одним из методов повышения
интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.
Исследовательской деятельностью
называют
один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом
особенностей:
1. Исследовательская
деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее
неизвестным решением.
2. Несмотря на то, что
исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом
приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством
специалиста, т. к. её целью является уяснение сущности явления, достижение
истины.
Вовлеченность ученика в
исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и
своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости
происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и
самореализации. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям,
представляется весьма важным аспектом методической работы в школе -
формирование исследовательской культуры каждого ученика. В нашей школе эта
работа активно реализуется. Каждый год учащиеся достигают результатов, участвуя
в конференциях различного уровня: районного, республиканского и российского.
На основе анализа и обобщения моего опыта по
формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать
выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей
школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на
уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое
знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям
проблемный характер
Тэги:
Доклад