Внеклассное мероприятие `Чыл пазы` (начало года) 10 класс - Анна Станиславовна Чебодаева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Анна Станиславовна Чебодаева


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Анна Станиславовна Чебодаева / Блог / Внеклассное мероприятие `Чыл пазы` (начало года) 10 класс


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 ноября 2015, 14:35, автор - хозяйка блога
Анна Станиславовна Чебодаева

Внеклассное мероприятие `Чыл пазы` (начало года) 10 класс

Внеклассное мероприятие "Чыл пазы – праздник начала года"

Дата:
  22.03.2011

Класс:
  10

Цели и задачи:


  • Знакомство и освоение новогодних ритуалов Чыл пазы (ритуал повязывания чалама)

  • Показать традиционную символику цвета и определить его значение в хакасских календарных праздниках.

  • Воспитание чувства принадлежности к этнической культуре своего народа, с вытекающими отсюда интересами к музыке, поэзии, фольклору, национальной одежде и т. д.


Формы и методы реализации:

Форма обучения: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративные и словесные.

Основные знания, умения, навыки, характеризующие результативность усвоения материала:


  • Учащиеся должны иметь первоначальное представление о том, как хакасы отмечали праздник встречи Нового года – Чыл пазы и ритуалах, связанных с ним.

  • Уметь громко и выразительно читать стихотворения, исполнять под музыку национальные песни.


Материально-техническое обеспечение: Костюмы животных (мышь, корова, заяц, ящерица, змея, куница, лошадь, баран, петух, журавль, собака, коза, верблюд), для инсценировки учениками сказки «Чей год?» Плакат, на котором написан и нарисован в круге двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Ленточки белого, красного, зеленого и голубого цвета, для повязывания на березу и одна лента черного цвета, музыкальный центр и микрофоны.
^

Ход мероприятия


Учитель: Добрый день дорогие ребята. Скажите вы любите праздники? А какой праздник у вас самый любимый? Ни один праздник не ждут так, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые загадывают заветные желания и все желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году.

Скажите пожалуйста, когда на Руси стали отмечать новый год? Правильно ребята, всего три столетия назад, по указу Петра I появилась традиция отмечать Новый год в ночь на 1 января.

Ребята, а кто из вас знает, когда празднуют Новый год по хакасскому календарю? Правильно, сейчас весной, в день весеннего равноденствия – 22 марта. Новый год знаменует собой приход весны, времени, когда наступает тепло. С весной связано воскрешение природы и жизненных сил человека. Хакасами была создана своя система измерения времени и пространства. До присоединения к России они пользовались своим календарем и с помощью 12 животных считали года. Каждый год носил имя определенного животного и согласно представлениям имел свои признаки и особенности. Например: на этом плакате нарисован и написан двенадцатилетний животный цикл – «Муче». Из пяти таких «муче» складывался век, в котором насчитывалось 60 лет.

«Муче»

1.     
куске чылы (год мыши) – хороший, теплый год;

2.     
iнек чылы (год коровы) – холодный год;

3.     
тулгу чылы (год лисицы) – плохой год;

4.     
хозан чылы (год зайца) – холодный год;

5.     
килескi чылы (год ящерицы) – хороший год;

6.     
чылан чылы (год змеи) – теплый год;

7.     
чылгы чыл (год лошади) – теплый год;

8.     
кiзi чылы (год человека) – холодный год;

9.     
хой чылы (год овцы) – холодный год;

10.
танах чылы (год курицы) – хороший год;

11.
турна чылы (год журавля) – теплый, хороший год;

12.
оскi чылы (год козы) – хороший год.


Учитель Ребята скажите пожалуйста, согласно такому календарю, какой год закончился и какой наступает?

«По мировоззрению хакасского народа, начало года – начало творения. Мир создается заново каждое утро и в полном объеме каждый год. Голова года вернулась, голова змеи загнулась. У хакасов движение времени понимается как вращение. Колесо времени сопровождается повторением,а завершение годового цикла словами: Чыл пазы килдi, чыл пазы айланды! – голова года вернулась, голова змеи загнулась».
 

Учитель Новый год – Чыл пазы занимает особенное место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима была самым тяжелым временем в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры, нехватка корма для скота, запасов пищи на зиму, вынуждали людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе новый год – Чыл пазы – коней зимы, начало весны.

А кто из вас знает, как народ готовился к этому празднику?

В юртах наводили порядок, убирали мусор, накопившийся за год, вытряхивали и чистили одежду старую, если была новая - надевали новую. В день Нового года на стол ставили свежесваренное мясо, молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления. Наа ырыснан ! С новым счастьем!- так поздравляли друг друга на праздник Чыл пазы. Люди дарили друг другу подарки. Самыми дорогими подарками считались те, которые сделаны своими руками, так как во время изготовления в них входила кус (сила, энергия) изготовителя, в двойном размере обогащавшая одариваемого. Вероятно поэтому отцы сыновьям готовили кожаные детали охотничьего снаряжения, а жены мужьям вышивали кисеты, плели пояса.

В России ель - символ новогоднего праздника. Ель, зеленая в любое время года, олицетворяла вечную молодость и долголетие. По обычаю немцев ель была священным деревом, в ветвях которого обитает добрый дух лесов. А какое дерево считалось священным у хакасов? Для хакасов священным деревом издавна считается береза, в прошлом она была выражением родового коллектива. Ствол березы соотносился с основами рода – кровное родство, ветви – отдельные семьи, листья – члены семьи, а корни, уходившие в землю связывали род с предками.

Учитель В праздник Чыл пазы на березу повязывали многоцветные лоскутные ленточки – чалама. Чалама должны быть белого, голубого,красного и зеленого цвета. Не допускались черные чалама. Как вы думаете почему?. Потому что черный цвет олицетворял болезнь, горе, печаль. Черные чалама считались вместителем сути злых духов. Человек завязывал 3 узелка (прошлые, настоящие и будущие несчастья, болезни, обиды, всякого рода неприятности на черной ленте) освобождая себя от них, возвращая их Эрлик Хану – богу тьмы и горя, очищая себя от скверных злых Духов. Черные чалама сжигались в Огне, тем самым совершался ритуал уничтожения зла в Огне.
 

Скажите какого цвета чалама у меня в руках?

Эта цветовая гамма полностью отождествлена с добрыми силами. Вот чалама белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту, истину, является символом верности и преданности. Чалама голубого цвета обозначает благополучие мирного неба, гармонию и согласие, равновесие энергии Космоса и Природы на земле. Посмотрите вот эти ленточки красного цвета. А знаете ли вы, что обозначает красный цвет? Конечно это образ Солнца, которое дарит людям тепло и спокойствие. Образ Солнца соотносится с образам От Ине (Богини Огня) - самым святым и почитаемым. Началом новой семьи и центром жилища является очаг, а От Ине почиталась за хозяйку очага. Красные чалама можно сравнить с высокими языками огня в очаге. Наверное, вы сами уже догадались, что символизируют чалама зеленого цвета? Конечно это цвет трав, листьев, любой растительности на земле – символ вечности, живой Природы, начале всех начал на земле.

Учитель : Привязывая чалама к дереву человек вкладывал в каждый из них реальное пожелание самому себе, своей семье, своему народу – здоровья, благополучия, рождения детей, урожая и т.д. Чалама на дереве надо навешивать так, чтобы они были доступны глазу добрых божеств, поэтому их старались делать яркими, длинными, заметными издали. С момента привязания чалама были неприкосновенны, если кто-то их срывал, его ждала кара Духов этой земли за святотатство.

По хакасскому обычаю под звуки колокольчиков давайте сосредоточим мысли на самых заветных мечтах и лучших пожеланиях и попросим их воплотиться.

Перечень использованной литературы: 

1.     
П.М. Боргояков Пай Хазын Священная береза. / Абакан, 2002.

2.     
Л.Р.Кызласов Древнейшая Хакасия. / Издательство Московского Университета, 1986.

3.     
В.Я. Бутанаев, А.Л.Верник Народные праздники Хакасии. / Абакан, 1999.

4.     
Г.Г. Котожеков Культура народов Саяно – Алтайского нагорья. / Абакан, 2002.

5.     
А.С. Тутатчиков Родовые праздники весеннего цикла. / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2004.

6.     
И.С. Чертыкова Чыл пазы – Новый год в современной культуре хакасского народа (материалы Республиканской научно-практической конференции 20-21 марта 2004 г.) / Хакасское книжное издательство, Абакан, 2005.

 



Тэги: конспект



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



6125535-a1584643
Kg6+
Крh8
Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/