Воспитание у
воспитанников общечеловеческих ценностей.
Автор-составитель:
Учитель ГБОУ СОШ
«Слово» Фрунзенского
района г. СПб
Горошко Антонина
Васильевна.
Очень важным
является воспитание в детях доброты, ответственности за себя, своих близких и
свой жизненный выбор. Приходится призывать на помощь его чувства, раскрыть его
душевные качества.
Общечеловеческие
ценности – это нравственность и высшие идеалы жизни, воплощеные в понятии духовной
культуры и накоплениях культуры. Будущее человечества – это культурное и высоконравственное
человечество.
Наше общество создает свою специфическую систему ценностей,
выражающую главные интересы, цели, принципы этого общества. Эти ценности играют
огромную роль в формировании личности - члена социума, выполняя две основные
функции:
- являясь основой формирования и сохранения ценностной
ориентации в сознании людей, они позволяют занять определенную позицию, обрести
точку зрения, дать оценку;
- ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку
ориентация человека в обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится
с ценностями, включенными в структуру личности.
Традиция воспитания
своими корнями уходят в глубинные истоки человеческой культуры. Сейчас получила
развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на
воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра,
справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие
общечеловеческих ценностей. Так как я говорю о человеке, становлении его личности,
встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания.
Раньше я говорила об обучении и воспитании, сегодня – обучение и развитие. Воспитание – это тоже развитие личности,
особенно в нравственном вопросе. В сегодняшних условиях я говорю не столько о
воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его
помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития
действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а,
следовательно, и воспитания является учебная и внеурочная деятельность».
В нашем образовании ценностные ориентации рассматриваются
как элемент качества образования, один из показателей его результата.
Мои задачи
педагога, воспитателя определяются не только передачей знаний, умений и
навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил воспитанника, во
внушении им осознания неповторимости, в побуждении постепенного самовоспитания.
В культурно-исторической линии содержания выделены такие
ценности: признание важности личности, права каждого человека на
индивидуальность, личная ответственность за свои действия, развитость чувства
причастности культуре своего народа как составной части мировой культуры,
признание ценности общественного богатства, труда как средства самовыражения и
формы общественной деятельности и т.д.
Большие возможности развития системы личных ценностей
обладают гуманитарные предметы: история и литература. Эти дисциплины привлекают
к важным вопросам самоопределения личности, проблемам нравственного выбора,
личной вины, поведения в конфликтных ситуациях, их эмоционального переживания.
Целью моей педагогической
деятельности является - определение путей приобщения школьников к
общечеловеческим ценностям.
Объект изучения – воспитание младших
школьников, познание ими общечеловеческих ценностей.
Предметом работы являются
педагогические условия, способствующие формированию общечеловеческих и
национальных ценностей у ребят только пришедших в первый класс и до окончания
школы.
Задачи:
§
Создание условий для осознанного выбора учащимися общечеловеческих
духовно-нравственных ценностей, способствующих развитию личности.
§
Предоставление
учащимся широких возможностей выбора индивидуальной организации самостоятельной
подготовки к определению жизненного пути.
Существуют различные формы внеурочной
деятельности, различные формы проведения уроков и занятий, привлечение учащихся
к подготовке докладов рефератов, организация разнообразной творческой
деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач,
наглядных пособий и рисунков. В практике работы существует набор дидактических
приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления : урок-конференция,
урок – экскурсия (видеоэкскурсия), урок
- творческий отчет (учащихся); урок с групповой формой работы и т.д. Данные
уроки и внеурочные занятия , способствуют
формированию у учащихся общечеловеческих и национальных ценностей через
развитие творческих способностей, приобщают к национальной культуре как системе
общечеловеческих ценностей, воспитывают интерес
и уважение к культуре и
истории нашего народа.
Мои
занятия, формирует у ребят уважительное отношение к истории нашего прошлого, к
национальному наследию наших предков; приобщает к национальной культуре как
системе общечеловеческих ценностей.
Представления о
воспитании связываю с идеями: служения Отечеству и личной свободы. С этой целью
провожу ежегодно игру «Зарничка», прививая у учащихся уважения к человеческому
достоинству и истине.
Чувство патриотизма многогранно
по содержанию. Это сложное личностное образование, в
обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам, и гордость за свой народ,
и ощущение своей неразрывности со всем окружающим и желание сохранять,
приумножать богатства своей страны.
Патриотическое чувство- результат
длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная
с самого первого класса. Знакомясь с историей родного города Санкт- Петербурга
на моих занятиях по внеурочной деятельности, ребенок учится осознавать себя
живущим в определенный временной период и в тоже время приобщаться к богатствам
национальной культуры.
На своих занятиях «Твори, выдумывай,
пробуй» развиваю любознательность, стремление к практической готовности. На
занятиях «Здоровячек» - к образованию и
самообразованию. Стараюсь приобщить ребят к книжной культуре, находя различный
нужный материал для составления рефератов, презентаций и научно-
исследовательских работ. В процессе социализации личности подростка усиливается
роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют
по-разному: "визуальная", "видеокультура",
"электронная культура". Меняется домашняя среда, в которой растет
ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная
игротека.
Сухомлинский В.А., например, выстраивал
учебно- воспитательный процесс таким образом, чтобы его воспитанники на уроках
и внеклассных занятиях, постигая суть человека, его деяния, любуясь и
восхищаясь красотой и величием этого ни с чем несравнимого чуда природы,
всматриваясь в себя с позиции познанного, постепенно «проходили» тяжелый путь к
себе; чтобы всесторонне познавая себя и одухотворяясь, стремясь быть
совершеннее, «строили» свое «Я». Национальные и общечеловеческие ценности и становление
личности ученика в современном мире, реализую и через
внеурочную деятельность, проведение
праздничных мероприятий, участие в конкурсах, способствующих повышению
творческих способностей моих воспитанников.