Мир,
в котором мы живём.
«Учимся любить не только свои родные места, но и знать о них, интересоваться
историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.»
Моя программа
курса «Мир, в котором мы живем» составлена для работы с учащимися младшей школы
(1-4 классов).
Она направлена на социокультурную адаптацию
младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной
деятельности. В ее основе - развитие личности ребенка.
В проекте
«Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что
система образования призвана обеспечить «историческую преемственность
поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов
России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Начинать изучение
окружающего мира необходимо уже на начальной ступени образования, так как
именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Известная
народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека- Родина». Это
способствует
развитию
креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению
к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и
толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность
содержанием работы курса не только учащимися, но и родителями; наличие богатых
возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через
семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни в семье через беседы,
совместное чтение литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать
уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование
стремления знать как можно больше, интереса учащихся через тематические акции, конкурсы, ориентация
при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,
формированию способности и готовности к использованию знаний и умений в повседневной жизни, видению своего
места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять
перед ними в будущем. Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором мы
живем» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы –
воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны отражается в судьбах ее
граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь моменты
крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей.
А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в
котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей
страны, поэтому
необходимо, чтобы
дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру. Программа внеурочной деятельности
«Мир, в котором мы живем» - задает личностно
ориентированный
характер. Изучение его - это ведущий фактор воспитания патриотизма у младшего
подрастающего поколения.
Содержание
программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности,
представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход
позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные
факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их
равноправном взаимодействии. Новизна
программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный
взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи
с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории и истории своей семьи. Все это предполагает
расширение кругозора, развитие способностей
учеников.
Основными критериями отбора материала при
составлении программы, является ее
культурная значимость в жизни района,
актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы:
формирование
осознанного отношения детей к природе, экологической
культуры, любви к
природе.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать
представления о мире, как о предмете исторического и культурного
развития общества;
приобретение
знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
научить видеть и
понимать красоту живой природы;
сформировать
навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
познакомить детей
с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и
человека, общении
ребят друг с другом.
Воспитательные:
сформировать
уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его
истории, культуре,
природе;
воспитать в
ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе,
стремление к
добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
воспитывать у
детей ответственное отношение к окружающей среде;
воспитывать такие
личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
·
развивать
потребности общения с природой;
·
развивать
эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные
·
и
эстетические чувства;
·
развитие
умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
·
познавательного
интереса;
·
развивать
умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным
требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
системность и последовательность занятий:
2 раз в неделю; обеспечение
преемственности
обучения;
·
научность:
соблюдение логики изложения материала в
соответствии развития современных научных знаний;
·
доступность:
от легкого к трудному, от простого к
сложному, от неизвестного к известному,
·
использование
методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
·
наглядность:
использование наглядных пособий,
иллюстраций, авторских работ,
·
дополнительной
научной и справочной литературы, ИКТ;
·
использование
проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и
самостоятельно;
·
подготовка
проектов в будущем;
·
активность и сознательность:
понимаются цели и
задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует
самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и
логику мышления;
·
прочность знаний (завершённость обучения):
завершение каждой
темы итоговым занятием, защитой своих проектов, призванным закрепить полученные
знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы,
применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
·
принципы уважительного отношения к детскому
творчеству:
представление
свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение
педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Организация достижения целей:
·
Целенаправленная
внеурочная работа;
·
Связь
с родителями, культурой и природой.
·
Основными критериями
отбора материала при составлении
программы является ее
·
культурная
значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
·
При отборе сведений для занятий следует придерживаться
правил:
·
События
местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными,
эмоционально насыщенными;
·
Представлять
учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в
работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
·
Формировать
умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном,
незнакомое в знакомом;
·
Вызвать
интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию
патриотических чувств.
Методы работы:
·
-
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
·
-
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.
Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют
словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
·
-
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы,
создание проектов. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания
на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
·
Обучение
по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.
Занятия могут проводиться в различных
формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии,
путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы,
выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
·
Наряду
с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и
обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии, туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
·
История:
история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов;
прошлое, настоящее и будущее города, района, области; происхождение названий
населенных пунктов и географических объектов.
·
Природа:
типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные
ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
·
Экология:
важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения,
жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.
·
Хозяйство:
промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию;
служба благоустройства; виды транспорта.
·
Население:
национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей
;
·
Культура:
народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники,
памятники архитектуры, достопримечательности.
·
Основными критериями
отбора материала при составлении
программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
·
На
занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, мультимедийных презентаций,
видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Ожидаемый результат:
·
рост познавательной
активности у ребят;
·
повышение уровня
обученности ребят и качества знаний в
области истории,
·
культурологи, экологии;
·
формирование у учащихся
эстетического, творческого подхода к оформлению
·
материалов;
·
развитие
наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного
·
мышления.
·
Личностные результаты
представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта
обучения. Это: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, достаточно
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
·
личностные качества,
позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее
участниками.
·
Другая группа целей
передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда
на окружающий мир. Это:
·
формирование основ
российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения
своих горожан;
·
воспитание уважительного
отношения к своему городу, району, области, ее истории, любви к родному краю,
своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания;
·
понимание роли человека в
обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
·
формирование основ
экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил
индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на
решение, прежде всего, образовательных задач:
·
осознание целостности
окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
·
обнаружение и
установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
·
овладение наиболее
существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт,
эксперимент, измерение);
·
использование полученных
знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
·
расширение кругозора и культурного
опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но
и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения
при отборе содержания обучения и
конструировании его методики особое внимание
уделяется освоению метапредметных результатов
естественно-научного и обществоведческого
образования. Достижения в области метапредметных
результатов позволяет рассматривать учебную
деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить
формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью
в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание
которого определяет круг учебных и универсальных умений, успешно формирующихся
средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для
решения учебных и практических задач
различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами
организации, планирования различных видов
деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики
каждой;
коммуникативные как способности в связной
логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира;
владение рассуждением, описанием
повествованием.
Особое место среди метапредметных
универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки
информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления
полученной информации (моделирование,
конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
подведение итогов работы на занятиях курса
(опрос, анкетирование, выпуск газеты);
участие
в различных конкурсах;
Работа с родителями индивидуальные встречи с
родителями в течение года;
посещение родителями различных выставок,
мероприятий;
проведение занятий совместно с родителями.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются
универсальные учебные действия: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у моих
воспитанников будут сформированы личностные
универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому
материалу и способам решения новой частной
задачи;
Способность к самооценке на основе критерия
успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в
форме осознания “Я” как гражданина России,
РФ, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на
основе знакомства культуры родного края,
народа;
понимание чувств других людей и сопереживание
им.
Регулятивные универсальные учебные действия,
т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом материале в сотрудничестве с
учителем;
Планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия,
т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
Строить
речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и
познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных
видов.
Коммуникативные универсальные учебные
действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
Формулировать
собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить
понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что
нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся,
родного города, района, области
символику страны, области, города, школы;
традиции русского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного
поведения в природе;
условия жизни животных в естественных
условиях, уголке живой природы и животных,
вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в
жизни людей, разнообразие цветочно-
декоративных растений, занесенных в красную
книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений,
животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного
материала.
правила
ТБ на занятиях.
Обучающиеся должны уметь:
видеть
и понимать красоту живой природы;
вести
простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством
органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и
животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них
существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и
дополнительных источниках сведения по определенной
тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине
ее культуре, истории и великих людях, о
достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является
степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам
и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека,
культуры общения, интеллигентности как высшей
меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться
успешного достижения поставленных целей
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной
деятельности «Мир, в котором мы живем»
1. Результаты первого уровня (приобретение
школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной
жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края
через изучение достопримечательностей ближайшего окружения
и школы, в которой они учатся; развитие
краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий
мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование
позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к
истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному
опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение
школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником
опыта самостоятельного социального действия в получении интервью,
анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных
учреждений.
Воспитательные и развивающие результаты
отслеживаются по параметрам:
приобретение практических навыков поведения в
природе;
активная жизненная позиция детей;
экологическая
грамотность, ответственность за свои действия;
разумное отношение к своему здоровью;
потребности заниматься природоохранными
мероприятиями;
способность к адекватной самооценки,
саморазвитию и самопознанию;
направленность личности в профессиональном
выборе;
проявление коммуникативной культуры в коллективе;
выбор
личных, жизненных приоритетов.
Формы отслеживания результатов: эксперименты и
наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические
конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся,
родителей, учителей школы.
Вот
тогда мы научимся любить не только свои родные места, но и знать о них,
интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный
уровень.
ГБОУ
школа 310 «Слово»
Фрунзенского
района г. Санкт-Петербурга
Воспитатель:
Горошко А.В.