Методика преподавания. Дискуссионные сообщества в школе - Артемий Александрович Будаев
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Артемий Александрович Будаев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Артемий Александрович Будаев / Блог / Методика преподавания. Дискуссионные сообщества в школе


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 февраля 2018, 20:23, автор - хозяин блога
Артемий Александрович Будаев

Методика преподавания. Дискуссионные сообщества в школе

Особенности организации дискуссионных клубов в школе

 

         Хочется немножко рассказать вам о нашем дискуссионном клубе. Практика проведения т.н. инновационных, современных, нетрадиционных уроков не так уж, извините за некоторую тавтологичность, конечно в современной российской школе и нова. В своё время они вполне логично и, на мой взгляд, достаточно органично вписались в учебный процесс. Заменить традиционный урок (в который, впрочем, обязательно должны быть внесены элементы современных технологий развития познавательных, коммуникативных способностей учащихся) нетрадиционные уроки не могут, но свою практическую необходимость в школьной системе они доказали. Понятно, что это способ «оживления» нашей школьной жизни, попытка привлечения учащихся к активной работе через новые, необычные для них формы деятельности, основанные на соучастии в учебном процессе учителя и ученика.

         Мне бы не хотелось (да и формат нашей встречи не позволяет) долго рассыпаться панегириками в адрес этой формы занятий (из всех названий мне больше всего нравится слово «интерактивное»: от английского слова «интерактив» - взаимодействие), поскольку «что хорошо, то хорошо». В специальной исследовательской литературе подробно рассмотрены «плюсы» таких уроков, а я, как человек, сам имеющий некоторое отношение к научно-исследовательской деятельности, имею (водится за мной такой грех) своего рода априорное чувство доверия к науке и её специальным процедурам. Но в тоже время  как человек, привыкший «доверять, но проверять», я периодически пытаюсь проверить достижения «теоретиков-грамотеев» на практике.

         По большому счёту, к интерактиву в своей деятельности я пришёл именно через опыт практической работы, обнаружив, что у нас у всех – и у учителей, и у учеников, и, не побоюсь этого страшного слова, у администрации, есть потребность и желание в том, чтобы хотя бы иногда вот так, забыв о «чинах  и званиях», в таких «встречах без галстуков». Лично для меня такие встречи с ребятами – это не только возможность как-то разнообразить рутину педагогического процесса, украсить её несколькими мазками разноцветной краски, что, безусловно, интересно и для ребят, поскольку им интересно всё, что хоть как-то отличается от привычного шаблона, здесь присутствует  – если хотите - и социологический интерес: отслеживать, как меняется общество, его настроения, чем живёт оно, как на нём отражаются те эксперименты, которые над нами проводят различные люди, облечённые властью. Интересно в этой связи отметить, что году этак в 2011 (это как раз тогда активно обсуждалось) мы со своими учениками проводили конференцию, посвящённую проекту реформы образования, где самим учащимся предлагалось, естественно, после знакомства с темой, т.е. с самим проектом реформы, высказать своё мнение и по поводу того, что «умные дяденьки и тётеньки» хотели сделать со школой, и по поводу того, какой они хотят (или не хотят) видеть школу и современную систему образования в целом.

         Проводить такую работу в рамках обычного урока – с нашими программами, которые и так «галопом по Европам», имея ввиду постоянную опасность привлечения ребят к различным формам внеурочной деятельности, - затруднительно, хотя мы и стараемся ( я к счастью (или к несчастью) всё-таки преподаватель гуманитарных дисциплин, поэтому у меня, в отличие от преподавателей технократов есть возможность хоть немножко и на законных основаниях обсуждать с ними актуальные вопросы, реагировать, так сказать, на «злобу дня»). А вот делать это на различного рода дискуссионных площадках (не буду называть это громкими словами типа «симпозиумов», «форумов», «вече») и удобно, и полезно. Удобно, т.к. не отнимает учебного времени, поскольку проводятся они во внеурочное время с ребятами, которым это интересно, которые хотят участвовать в таких форматах, и которые готовы к участию в них, полезно – поскольку способность мыслить, умение формулировать свою мысль, отстаивать её, и в тоже время коммуницировать с другими  - это вообще-то всё штуки очень полезные, а по нынешнему «времени всеобщего озлобления», как мне кажется, и совершенно необходимые.

         Замечу, что, как правило, такие мероприятия я провожу среди учащихся старшей школы – в 10-11 классах, что связано и с тем, что в течение многих лет я работаю именно с этим контингентом, и, как мне кажется, неплохо (насколько вообще тут можно быть уверенным) знаю ребят этого возраста,  - они бывают очень критичны, в этом возрасте они уже не так благоговеют  перед учительским авторитетом, тем более не ждите от них реакции понимания на традиционный учительский штамп «есть только два мнения – одно из них – моё, а другое – неверное» - в крайнем случае, получите «фигу в кармане», они склонны к спорам и возражениям, причём могут делать это в весьма радикальной форме. Но это время и наиболее интересное с точки зрения развития их мышления, творческих способностей. Время, когда интерес к жизни ещё не уступил место прагматике студенческого возраста. 

         И с тем , что, по моим наблюдениям, интерактивные уроки – всё-таки достаточно сложный формат, который требует определённой подготовки (не каждый, например, может набраться смелости выступить по типу «Щас скажу!» - дополнительным мотивировочным моментом, кстати, здесь выступает то, что над ребятами не висит, как «дамоклов меч» угроза получить за свою смелость «отрицательной оценки»), кстати, и со стороны учителя тоже.

         Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее в качестве модератора – человека, который скорее направляет и поправляет ход дискуссии, а не навязывает и просвещает (хотя без «просвещения», конечно нельзя). Но вот с чем совершенно точно нельзя приходить на такие мероприятия, так это с безапелляционным чувством уверенности в своей непогрешимой правоте. В тоже время нельзя и самоотстраняться, поскольку по опыту знаю, что если бы дело было спущено на самотёк, то каждая наша встреча заканчивалась бы составлением «письма запорожцев к турецкому султану». Говорю об этом не как поклонник авторитарных методик, а вследствие понимания того, что для ребят – это всё-таки новый и необычный формат работы. а всё новое, как известно, требует определённой институционализации.

         О содержании наших встреч можно судить хотя бы по их названиям. Урок-диспут – «Суд над Сталиным: Сталин – «кровавый тиран» или «эффективный топ-менеджер», «Суд над Лениным: казнить нельзя помиловать», Урок – деловая игра «Выборы в Государственную Думу» (проводим, кстати, ежегодно в 11 классе с привлечением в качестве электората школьников 10 класса). Из ежегодно проводимой общешкольной конференции по проблемам толерантности вырос и наш дискуссионный клуб. Он, правда, очень молодой – ему всего один год, но я думаю, что – это долговременный проект, поскольку в отличие от вышеупомянутых мероприятий, которые проводились на заданную тему (достаточно узкую и академичную) здесь мы имеем возможность (ребята прежде всего) самостоятельно определять повестку. Так, в частности, программа последнего дискуссионного клуба (март 2015 года), формально посвященного всё той же проблеме толерантности,  составлялась самими ребятами, и включала в себя очень широкий круг тем от борьбы с ксенофобией до проблем цензуры в социальных сетях.

         Вообще я должен сказать, что не следует и недооценивать потенциал наших (ваших) учеников – они, конечно, меньше читают, да и читают они не так, как читали их родители – желание разобраться в происходящем у них есть, как и у каждого нормального человека. Равно как и желание быть услышанным и понятым, а не получить менторскую отповедь, что - де недорос ты ещё до того, чтобы тебя воспринимали всерьёз. Наивно рассчитывать, что при таком отношении к ребятам у них сформируется способность самостоятельно мыслить и отстаивать свои убеждения в мало-мальски цивилизованных формах.

 

          

 

 

 



Тэги: дискуссионный сообщество



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



чушпан чмо обоссаное чушпан чмо обоссаное
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/