Как воспитывать детей с
расторможенным, неуправляемым поведением?
Ребенок невнимателен, излишне
возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без
тормозов», «реактивный двигатель» — такими эпитетами родители часто «награждают»
своего ребенка. В то же время до поступления ребенка в детский сад многие
родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам.
Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на
неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка. И
в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить
патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим
ровесникам дошкольного возраста высокой двигательной активностью.
Критерии патологической
гиперактивности.
·
Беспокойные движения.
·
Неумение сидеть на месте, когда это требуется.
·
Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
·
Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в
играх, в занятиях).
·
С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий
или во время игр. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
·
Неумение играть тихо, спокойно.
·
Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему
слов.
·
Постоянные разговоры с кем-либо. Навязчивость,
приставание к другим.
·
Совершение опасных действий без мыслей о последствиях.
·
Частая потеря вещей, игрушек.
Наличие у ребенка по крайней мере семи
из перечисленных выше признаков — основание для обращения к психологу. К
сожалению, родители иногда полагают, что поступление в школу и появление новых
обязанностей положительно скажется на ребенке и он изменится. Однако их
ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше
требования, предъявляемые учителями; тем серьезнее проблемы в обучении и
поведении. Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно
отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание на
предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит к
отставанию в учебе. Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают
такого количества нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и
учителей, как вышеперечисленные. Расторможенный, неуправляемый ребенок может
поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают,
упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с
этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Что делать?
·
Проконсультируйтесь у специалистов.
·
Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте
крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны,
и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии
выполнить, — с другой.
·
Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно,
сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя».
·
Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись,
я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания.
·
Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний,
всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
·
Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание
на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
·
При объяснении какого-то задания используйте
зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
·
Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности,
требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения,
особенно режима сна.
·
Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
·
Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием
других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не
более того).
·
Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в
его присутствии, не говорите, на повышенных тонах.
·
Каждый день ставьте перед ребенком определенную и
совершенно конкретную цель, которую он должен достичь.
·
Обязательно похвалите его за это или тем или иным
образом поощрите.
·
Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом,
прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм.
·
Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби.
·
Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках
не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и
внимание.
·
Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не
испытывает особой радости от этих занятий.
|