Что нельзя говорить школьнику
За длинные
каникулы от школы отдохнули не только дети, но и родители. И теперь мамы и папы
полны энергии и решимости вместе с любимым чадом, начать новую школьную жизнь.
Правда, при этом они нередко впадают в крайности, которые, как известно, ни к
чему хорошему не приведут. По мнению педагогов и психологов, даже из самых
лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы:
«Ты ведь можешь учиться по всем предметам
на одни пятерки».
КОНЕЧНО,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой - круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по
всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя
хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и
способностей.
Кстати,
круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них
действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть "на уровне"
и по физике, и по литературе, и по биологии.
На самом деле
такая категоричная родительская требовательность мешает развить в ребенке
умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на важность
работы.
Для взрослых
ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на работе,
хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и
замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: "5" и по
истории, и по физике или "5" по истории, "4" по физике и
баскетбольная секция по субботам.
«Все дети жалуются, что им скучно учиться,
не стоит на это обращать внимания».
В САМОМ деле,
энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения. Что уж
говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник, и
троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять: почему
скучно.
Может быть,
слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей математике?
Тогда прикупите различные "занимательные" математики, биологии,
истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать
интерес к учебе.
Детское
"мне скучно" может также означать и то, что не складываются отношения
с учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и
попытаться его решить.
«Быстро и хорошо сделать уроки просто
невозможно».
ТАК думают,
многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием день и ночь.
На самом деле, чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше устает и тем
меньше у него остается в голове.
Медики
считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час,
второклашки - 1-1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить
около 2-х часов, в пятом-шестом - 2-2,5, в седьмом - около 3-х, а в старших
классах - около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые
полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут - на 15 мин.
Когда школьник
занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет правильно
распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили. Кроме того,
вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше и почитать
на свежую голову: этот час "покрывает" три вечерних, и утром
информация усваивается лучше.
«Легкие задания делать необязательно,
рутина ничему не научит».
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,
если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их
выполнение - напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как
правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того,
решение "занудных» примерчиков и простеньких упражнений" воспитывают
усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.
Поэтому не
ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните, что
и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное на
свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть интересного
большого.
«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу,
в жизни ему еще достанется».
КОГДА мамы и
папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли, чтобы
пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только медики
и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И уважительной
причиной может быть не только плохое самочувствие, но и переутомленность, и
даже отпуск родителей.
Хотя и здесь
нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает
элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только
чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с
отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно
взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные - это приятное исключение и не
может стать правилом?
Если же
подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности и
безответственности, это не приведет.
«А ты, двоечник, не заставляй меня больше
краснеть перед учителем».
МЫ чувствуем
себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание или
плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И когда
критикуют их чадо, злятся вместе с ним на "тупую училку" или на
"бестолкового лодыря" вместе с учителем.
Под мишень тут
же попадает "бестолковый лодырь", но не потому, что ленится, а
потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не
маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы
поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для
ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы
без лишних эмоций.
«Зачем ходить на школьные собрания, все
равно ничего нового я на них не услышу».
А МЕЖДУ тем
посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для учителя.
Это внимание и забота, "величину", которых он может сравнить с
"размером", достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи
игнорируют просьбы учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными
в любви.
Вторая
причина, по которой стоит "осчастливить" своим появлением классного
руководителя, - избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет,
что сегодня школьные сборища - это в том числе и поборы. Гораздо хуже, если
деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет
чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что
собирают деньги на охрану драгоценной школы, подарки для учителей и прочие
классные нужды.
|