Гиперактивные
дети
Марина
Владимировна Протопопова, клинический психолог,
детская поликлиника №9,
г.Барнаул
В последнее время отмечается рост числа детей с трудностями в
обучении и поведении. Часто эти трудности сочетаются с двигательной
расторможенностью, нарушениями внимания, повышенной импульсивностью и
эмоциональной лабильностью. В Международной классификации болезней эти симптомы
носят название синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Гиперактивные дети доставляют много проблем родителям и педагогам.
Родители не всегда знают, что такой ребенок нуждается в лечении, и затрудняются
в оказании ему помощи.
При отсутствии своевременного лечения могут развиваться
хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией.
Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких
состояний.
При организации помощи гиперактивным детям большое внимание
уделяется семейным взаимоотношениям. Неблагоприятная психоэмоциональная
обстановка в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия,
отсутствие одного или обоих родителей, асоциальный образ жизни родителей и
другие факторы могут ухудшать течение болезни и способствовать развитию более
тяжелых психических расстройств.
Очень важно выявлять это состояние при поступлении в школу, чтобы
родители и учителя были вовремя информированы о возможности возникновения
сложных ситуаций, и как можно раньше начать коррекционную работу.
Проводимая в нашей поликлинике диагностика направлена на выявление
уровня развития познавательных процессов, двигательной и эмоциональной сфер
высшей нервной деятельности. Это позволяет определить основной
нейропсихологический дефект, а также структуры мозга, где нарушена
функциональная проводимость.
С учетом этого разрабатывается индивидуальная программа
психологической коррекции и лечения.
У детей с синдромом выявляются различные нарушения, поэтому в каждом случае
необходимо индивидуально подбирать комплекс психокоррекционных методик и
медикаментозные средства.
Целью терапии является уменьшение нарушений поведения и учебных
трудностей. Это достигается путем изменения отношения к ребенку в семье и
школе, а также коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в
развитии высших психических функций.
Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении ребенка
проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и соблюдении
рекомендаций к 12-14 годам можно добиться значительного снижения признаков
заболевания.
Практические рекомендации родителям,
имеющим гиперактивного ребенка:
-
Хвалите ребенка
в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркиваейте даже
незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют
выговоры, но чувствительны к малейшей похвале.
-
Не прибегайте
к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на
доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу помощь и
поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
-
Поручите ему
часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом
и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
-
Избегайте
завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь
ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
-
Определите для
ребенка рамки поведения - что можно и что нельзя. Если Вы что-то
запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете. Несмотря
на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться
с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в
том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
-
Не навязывайте
ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами.
Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в
отношении остальных не будьте придирчивы.
-
Вызывающее
поведение Вашего ребенка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с
ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими
людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим
социальным навыкам.
-
Поддерживайте
дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну
должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его
соблюдение.
-
Дома следует
создать для ребенка спокойную обстановку. Очень хорошо организовать в его
комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для
соответствующего возраста, эспандеры, коврик и т.д.).
-
Если ребенку
трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам.
Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
-
Создайте
необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во
время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его
внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.
-
Избегайте по
возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и
т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.
-
Оберегайте
ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и
нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у
телевизора.
-
Старайтесь,
чтобы ребенок высыпался, недостаток сна ведет к еще большему ухудшению
внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
Помните, ваше спокойствие - лучший пример для ребенка.
-
Давайте
ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна
ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки,
бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая
закаливание.
Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно
ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей -
найти те занятия, которые бы нравились ребенку и повышали его уверенность в
себе. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках,
особенно в таких, где значительные нагрузки на память и внимание, а также, если
ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.
|