Журнал Нива №15 (1916г) - Дмитрий Валентинович Леваков
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Фото
 ▫ Мир вокруг нас
 ▫ Бонифаций
 ▫ Сильвер
 ▫ Рута
 ▫ Тюльпаны
 ▫ Лилии
 ▫ Георгины
 ▫ Флоксы
 ▫ Ирисы
 ▫ Люпины
 ▫ Клещевина
 ▫ Пионы
 ▫ Циннии
 ▫ Дельфиниум
 ▫ Бальзамин
 ▫ Хризантемы
 ▫ Анютины глазки
 ▫ Гладиолусы
 ▫ Эшшольция
 ▫ Аквилегия
 ▫ Шток - роза
 ▫ Роза плетистая
 ▫ Альпийский лук
 ▫ Герань
 ▫ Мотя
 ▫ Сальвия
 ▫ Ночь, соловьи
 ▫ Моё последнее танго
 ▫ Полуночный вальс
 ▫ Когда зацветает сакура
 ▫ Забытые голоса
 ▫ Домик окнами в сад
 ▫ Вернись, Марианна
 ▫ Карты любви
 ▫ Свет далекой звезды (привет из 60-х)
 ▫ Гитара
 ▫ Аккордеон
 ▫ Нежная душа России
 ▫ На Большом Каретном
 ▫ Улыбнемся?
 ▫ Это по нашему!!!!
 ▫ Богатые тоже......?
 ▫ Гори, гори, моя звезда...
 ▫ Алюминевый крестик
 ▫ Между первой и второй... (Споём без караоке)
 ▫ Бабье лето
 ▫ Брызги шампанского (томный аромат 30-х - 40-х)
 ▫ Женщины той очарованный лик...
 ▫ А у нас во дворе (Фейерверк 70-90-х)
 ▫ А у них во дворе (Фейерверк из-за `бугра`)
 ▫ Плывет листочек по воде (Эхо нашей памяти)
 ▫ Там бубна звон...
 ▫ Мама
 ▫ Александр Солодуха о любви
 ▫ Папа
 ▫  Песни на стихи Есенина
 ▫ Новый 2016-ый
 ▫ Нина Сазонова. Песни, стихи
 ▫ Палачев В.Н. (1980г.) - Россия (Живопись)
 ▫ Надежда Чепрага
 ▫ Русские художники Маковские
 ▫ Александра Егоровна (1837-1915)
 ▫ Константин Егорович (1839-1915)
 ▫ Николай Егорович (1842-1886)
 ▫ Владимир Егорович (1846-1920)
 ▫ Александр Владимирович (1869-1924)
 ▫ Калина
 ▫ Вячеслав Малежик
 ▫ Щербаков Борис Валентинович (1916-1995)
 ▫ Осени лики от Цыгановой Вики
 ▫ Привет, 2017-й!!!
 ▫ К 185-летию И.И.Шишкина. ЗИМА
 ▫ Памяти Ал. Тихановича
 ▫ Клевер Ю.Ю. К 167-летию (31.01.1850.) ЗИМА,
 ▫ 75 лет Льву Лещенко
 ▫ КОТОФОТО
 ▫ Алла Баянова (Левицкая)
 ▫ Ольшанский Б.М. (Р. 25.02.1956г.) Русь..
 ▫ 24.03 2017 - 111лет К.И.Шульженко
 ▫ Тропинин В.А.-30.03.1776г.
 ▫ Ну и шуточки у Вас!
 ▫ Старый, добрый....
 ▫ Цветы 2020
 ▫  Астры
 ▫ А. Л. Ржевская
 ▫ Башкирцева М.К.
 ▫ Г.В.Сорока (1823-1864)
 ▫ Творожников И.И.
 ▫ Лидия Русланова










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Дмитрий Валентинович Леваков


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Дмитрий Валентинович Леваков / Блог / Журнал Нива №15 (1916г)


ЗАПИСЬ #57

КОММЕНТАРИИ (9)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 октября 2020, 16:22, автор - хозяин блога
Дмитрий Валентинович Леваков

Журнал Нива №15 (1916г)

Журнал «Нива»    №15 за 1916 год

 

Просматривая подшивку журнала «Нива» за 1916 год,я обратил внимание на один рассказ.

Вообще, весь комплект журнала был посвящён 1-ой мировой войне, здесь в основном сводки с фронта, документы, фотографии погибших военных, офицерского состава, рисунки, стихи и рассказы о войне. Но вот этот рассказ… В процессе чтения я несколько раз менял свой взгляд на тему и концепцию рассказа. Даже сейчас, прочитав, у меня нет в этом полной ясности.   ЧТО здесь главное?  Конечно, кое что я для себя понял, но пока об этом не буду говорить, выложив этот рассказ  в блог. У меня не работает сканер, поэтому пришлось печатать на клавиатуре компьютера, и, конечно, без написания ТЕМ шрифтом, текст потерял аромат старины,  но тем не менее, он полностью сохранён.

Было бы интересно услышать мнение других людей после прочтения этого рассказа.

 

Рассказ Ю.Волина

Спор об орхидеях

С фронта прибыли вещи убитого прапорщика Хворостова. Наше внимание обратила на себя объёмистая тетрадь, написанная вперемежку чернилами и карандашом.  

– Это его записки, - предположил кто-то.

Сестра Хворостова, показывавшая нам вещи покойного и уже изучившая их, печально улыбнулась.

 - Нет, я тоже думала, что это Лёвушкины записки, и набросилась на тетрадку. Но это совсем не записки… Вы будете удивляться, когда узнаете, чем Лёвушка интересовался и занимался там.

Мы с некоторым страхом раскрыли тетрадь.

Один из нас прочёл вслух:

 -«Наблюдения над орхидеями, руководство по уходу за ними и мысли о цветах вообще».

 -И вся тетрадь об этом? – спросил нетерпеливо Милин.

 _Вся! – ответила Вера Хворостова.

Серьёзный и немного угрюмый Курдюмов,   перелистывая   тетрадь, заговорил нервно и   отрывисто:

 - Каково? Ну-с, доложу вам, занятие!... Это под неприятельским огнём, а?... Замечательно!... Обратите внимание, как это писалось!... Тут чернила, здесь красный карандаш, потом чёрныё, а вот какая-то тушь…Кажется, самодельные чернила из сажи!

И всё об орхидеях! Об орхидеях, изволите ли видеть!... Где писалось-то? В походе! Где-нибудь на постое в какой-нибудь грязной крестьянской избе! А то, может быть, под открытым небом, на пушке вместо стола!... Или в окопе , на барабане… Кто знает?   Может быть на самом поле сражения! … Может быть, за минуту перед тем, как разорвался над его головой снаряд, Лёвушка Хворостов дописывал разведённой сажей вот эти последние строки! И о чём? Подумайте только, о чём! Об орхидеях! Тут смерть… тут ад, а он об уходе за орхидеями!... Нет, это просто уму непостижимо!...

Несколько минут длилось молчание. Тетрадь переходила от одного к другому. Её рассматривали со всех сторон, изучали каждое пятнышко на ней, изменения в почерке. Молча передавали её друг другу, но во взглядах можно было прочесть одну мысль, одно общее для всех, и всех поразившее наблюдение: часто и резко менялся почерк, менялись сорта чернил и цвет карандашей, то стройными колоннами стояли строчки, то беспорядочно расходились в разные стороны, - но ровно, отчётливо и ясно было содержание тетради; прерванные на полуслове фразы заканчивались потом, - может быть, через много дней, может быть на новой позиции! Спокойно и уверенно, как-будто не было перерыва.

 Спор разгорелся внезапно и сразу в повышенном тоне. Казалось, молчаливое раздумье утомило и испугало каждого из нас и всех вместе. Заговорили громко, возбуждённо, стараясь рассеять настроение жути и почти мистического страха перед чёрной замасленной тетрадкой.

 - Ну, вот! – воскликнул Фатеев, молодой художник, - А нас, людей тыла, упрекают и называют чуть ли не эгоистами, если мы занимаемся в эти дни чистым искусством!... Ну, вот! Человек на   фронте,  под неприятельским огнём, продолжает дело, которое считает своим, думает об «уходе за орхидеями»… Разве это не указание нам?

 - Несомненно! – горячо подхватил поэт Ксендзовский. – В этом указание нам. Прекрасное вечно. Искусство выше всего, даже самой жизни. Война кончится, и человечество снова придёт к орхидеям, к исканию красоты. И в стремлении к своим вековечным и высочайшим целям человечество не должно терять ни одного часа времени! Что ж из того, что мир человеческий потрясён громом орудий и залит океаном крови!   Стоящие на страже красоты, ведущие человечество к достижениям вечным должны продолжать своё дело. Это их долг, а совсем не их привилегия! Это не эгоизм, а напротив, высшая форма самопожертвования… Воспевать орхидеи, когда смерть нависает сверху и теснит со всех сторон… Понимаете ли вы, какая   красота духовная в этом?... Какой яркий пример для нас, живущих в тепле и покое и часто опускающих руки, бросающих дело своей жизни от отдалённых отголосков той бури, в центре которой  он жил и пал! О, конечно, это урок нам!

Хмуро, почти сердито заговорил Курдюмов:

  - Урок. Да только понятный вами, почтенные, шиворот на выворот!

  - То есть как? Что вы хотите сказать?

  - А то, что это упрёк, жестокий упрёк вам, в уюте и тепле тыла думающим об орхидеях…

  - Парадокс!

  - Нисколько!... Как вы не можете понять, что ему можно, а нам с вами нельзя!... Ему не надо думать о войне, ведь он действует!... Он телом принадлежит войне, и этим окупается свобода его души. А мы должны душой принадлежать войне, ибо наше тело в надёжной безопасности тыла… Если он думает об орхидеях, это поразительное возвышение духа. Если мы будем думать об орхидеях, это – преступление. Ясно?

  - Ясно, но неверно! Отозвался Фатеев.

Спор обострялся.

Для нас всех, собравшихся в этот вечер у Веры Хворостовой, этот спор был необычным обменом мнений по какому-нибудь злободневному вопросу. Речь шла о самом важном для нас и о самом мучительном.

У каждого из нас, споривших, была своя «орхидея». У одного – живопись, у другого – поэзия, у третьего – театр, а у строгого Курдюмова – отвлечённая наука. И все мы переживали трагедию раздвоения в скорбные дни военной тревоги. И каждого из нас влекла его «орхидея», и всех нас полонила тревога.

Мы метались от того, что было нашим , к тому, что было общим, от того, что мы считали

вечным, к кровавой суете минуты. И всегда неспокойна была наша совесть. И всегда жило в нас сознание невыполненного долга : то перед делом родины, то перед делом своей жизни. Поэтому был особенно нервен и остёр наш спор. Споря и отстаивая свой взгляд, каждый из нас хотел однако не убедить другого, а напротив, быть побеждённым, быть убеждённым, увидеть ложь в своих доказательствах и уверовать   в неопровержимую правду противника. Так всегда в споре. Чем меньше верят спорщики в истину своих утверждений, тем упорнее и настойчивее спорят они.

Мы спорили долго и, конечно, ни к какому выводу не пришли. И стали все злые, угрюмые. Каждый злился на противников, которые не сумели опровергнуть его утверждений, но не смогли и утвердить его в них. Одна только Вера Хворостова не принимала участия в споре. Она всё время тихо сидела в стороне и внимательно читала рукопись, вызвавшую наш спор. Когда же наш спор сам собой прекратился, она заговорила:

  - Господа! Вот тут в главе «Мысли о цветах вообще» есть одно место прямо относящееся к тому, о чём вы спорите. Хотите послушать?»

  - Читайте!

Девушка спокойно прочла:

  - «Дым опасен для цветов. На поле сражения и даже в окрестностях цветы быстро блекнут и увядают. Чуткие к малейшим колебаниям атмосферы, они даже в отдалении чувствуют вторжение враждебного элемента и тихо умирают, почуяв дым пороха. В атмосфере войны разведение цветов неуместно и неплодотворно.

Даже в теплицы проникает запах порохового дыма, и никакой уход не охранит цветы от преждевременной смерти. Цветы, выращенные в атмосфере войны, нежизнеспособны и отнюдь не могут служить улучшению породы. Любителям цветов рекомендуется   выждать   очищения атмосферы от дыма и копоти войны».

  - Слыхали? - С тихой улыбкой произнесла Хворостова, прочитав эти строчки. После короткого молчания она прибавила:

 - Так говорит Лёвушка, настоящий любитель цветов… Любя цветы, он умер за отечество и, умирая за отечество, думал о цветах, Мне кажется, он был   счастливее вас…

 Никто из нас не отозвался. И больше не говорили мы в тот вечер об орхидеях…

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Леонидович Ус2020-10-12 19:46:16 - Александр Леонидович Ус
Вот здесь:
bit.ly/3lBJ4Oy
подшивка `Нивы` за 1916 год.
Рассказ опубликован на стр. 333 (здесь -
страница выложенного в Сеть документа;
эта же страница в номере 15 - 267).
===============
Дмитрий Валентинович, огромное спасибо
за этот рассказ. За эту тему...

Скриншоты:

Рассказ (`Нива, № 15 за 1916 год).
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Дмитрий Валентинович Леваков2020-10-12 20:51:55 - Дмитрий Валентинович Леваков
Александр Леонидович, спасибо за распечатку. Когда читаешь напечатанное в старом буквенном , столетней давности, виде, да ещё держа в руках старые листы, пахнущие древностью, да ещё и боишься всё время за их сохранность, то совершенно другое восприятие, как будто улетаешь куда-то, настоящее становится каким-то нереальным. И всё-таки, что же хотел передать автор? У меня несколько направлений понимания. Первое, что возникло - русская душа, способная среди грязи, крови, жестокости видеть прекрасное и светлое. И, возможно, о бессмысленности ведения споров по очевидным темам, когда все всё понимают правильно, но тратят пыл на разные подходы к одному и тому же.А может, и ещё что-то?
Нина Николаевна Гончарова2020-10-12 20:59:52 - Нина Николаевна Гончарова
Лихолетье
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Потрясло:
`В атмосфере войны разведение цветов неуместно и неплодотворно...`

Конечно, и не только это..)))
Спасибо, Друзья!
Вечера ДОБРОГО ВСЕМ!
Нина Ивановна Филатова2020-10-12 21:28:37 - Нина Ивановна Филатова
На мой взгляд,
понимание автора вот в этих словах:

`...обращаюсь к вам,люди,
Берегите мир,берегите цветы.
Пусть они приносят вам только радость
И не напоминают ужасов войны..`
/Расул Гамзатов/

Мира нам всем!
Александр Леонидович Ус2020-10-12 21:38:03 - Александр Леонидович Ус
Дмитрий Валентинович, есть те, кто на войне
отвлекается ... войной.
Есть те, кто ищет выход в противоположном -
в мирном. В цветах, как пример.

Речь ещё и о том, куда, ВО ЧТО человек уходит
от стресса. От страха, ужаса. От необходимости
уничтожать в себе страх и ужас, боязнь и опасения
каким-то путём. Разбираться в них глубоко и
отыскивать путь приятия этого, совершенствования себя
в боевом потенциале психики.

Или отвергать: в силу необходимости быть на войне,
дышать ею - и забываться частью сознания в
недосягаемом на реальный момент...

Заметьте: автор рукописи в своих рассуждениях
глубоко романтичен. Даже излишне, может быть.
Его мысли, которые озвучила Вера - ведь они
наивны... Человеку очень, ОЧЕНЬ тяжело. Тяжесть
эту не описать словами - она различна,
многосоставна. Но, главное - индивидуальна.

Это `картинка` о том, как война ВЫВОРАЧИВАЕТ мысли.
Ломает психику. Заставляет уйти туда, куда в
мирное время и не ушёл бы. Или ушёл, но не так.

А ещё - это о восприятии ВОЙНЫ и МИРНОЙ жизни
по разные стороны границы-понятия `война`:
в гостях у друзей и в окопе.

... Все они по-своему правы. И спорщики, и
павший на поле боя романтик. Только они очень разные.
Потому что - по разные стороны войны.

Замолчать (не обсуждать) стоило СРАЗУ. Или уж
поговорить об этом позже. Когда ОБДУМАЕШЬ
то, о чём хотелось бы сказать. А сразу -
стоило помолчать. В память о прапорщике и его
порывах. Я не о `минуте молчания` - я о
нужности или ненужности слов порой.
Дмитрий Валентинович Леваков2020-10-12 21:47:53 - Дмитрий Валентинович Леваков
Полностью согласен, Александр, Леонидович. Ведь даже перенесясь в современность, вот ветераны Афгана, Чечни - одни озлобляются, несут по жизни негатив, другие - наоборот, становятся чище, сострадательней, что ли. И главное, никто не может сказать о себе, каким он станет, попав в подобную `мясорубку`. Это за гранью человеческого понимания. Может, потому и возникает этот спор, что будучи в тылу, человек реально не представляет себя в ТЕХ условиях, и позволяет себе рассуждать в силу своего воспитания, образования, менталитета, наконец. А то, что всё это может рухнуть в ту секунду, когда рядом рванёт, и потекут реки крови, в голове уложить трудно... Человек живёт здесь и сейчас...
Владимир Николаевич Моисеев2020-10-12 22:15:17 - Владимир Николаевич Моисеев
Фиалка

Товарищи скинули каски,
Увидев, как нежно-светла,
Фиалка - анютины глазки
На гребне окопа взошла.

И, как по команде, качнулись,
И каждый увидел свое,
И сразу сердцами коснулись
Великого света ее!

Да что мы, в лесу или в поле?
Да нет же, в окопе как раз!
Анютины глазки, до боли
Давно мы не видели вас.

Вот так на окопе когда-то
Анютины глазки цвели,
И не было краше солдатам
Клочка этой бурой земли!

/Александр Прокофьев/
Нина Ивановна Филатова2020-10-12 22:25:58 - Нина Ивановна Филатова
`Это `картинка` о том, как война ВЫВОРАЧИВАЕТ мысли`
Вполне согласна,Александр Леонидович.
Война-это смерть.
Смерть,которая прерывает физическую жизнь,
вырывает человека из материального мира.
Что ты оставишь после себя?
Для прапорщика Хворостова (как абсурдно не звучит)-
это передача полезных знаний.
Любое полезное знание большое или малое,
переданное с благим намерением,
те вещи, которые могут сослужить
хорошую службу людям .
Нина Николаевна Гончарова2020-10-14 04:41:30 - Нина Николаевна Гончарова
Владимир Николаевич!
Спасибо за ФИАЛКУ! Вот так стих!
Когда-то к 22 июня искала подобные для конкурсного чтения,
это то, которое я предпочла бы всем остальным.
Как ЗДОРОВО, что я с ним познакомилась!
Теперь нацелена еще другие стихи Александра Прокофьева прочитать.

А `Фиалку` утащу себе в копилочку! Спасибо!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



А никто и не думал, что он вечный. Отныне 10 номер свободен.
Вот это кайф!
Чудесная песня спасибо вам!!!
Чудесная песня, спасибо вам огромное!!! Чудесная песня, спасибо вам огромное!!!
Да, ушла легенда(
В общем целом ограничиваться им одним не стоит, кое-где нужно бы оставлять сведения о своём местопребывании, другие браузеры запоминают его автоматом, а здесь постоянно нужно вводить его вручную. Это при покупках, или поисках по магазинам. А так, в целом, я порадовался такой находке, не отвлекает реклама. Даже ролики на Ютубе идут без рекламы, это ВАУ...! Александр Леонидович, тут толково описано что почём http://www.ixbt.com/live/sw/obzor-i-opyt-ispolzovaniya-brauzera-brave.html Александр Геннадьевич Я не рассматриваю этот браузер, как средство заработка, мне не нужна их реклама даже за деньги. И ещё одно замечание, хотел установить приложение для автоматического перевода страниц, но Храбрый его заблокировал. Покопаюсь ещё, может отыщу разблокировку.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/