|
Дмитрий Валентинович Леваков
Ф.Рокотов. Портрет А.П. Струйской
|
|
|
| Портрет Струйской Рокотова изображает молодую особу дворянского сословия. Художник постарался запечатлеть ее так, чтобы передать все очарование юности восемнадцатилетней барышни, которая счастлива и горда своим высоким положением в обществе. Многие, кто видел портрет Струйской Рокотова, сразу же загорались желанием познакомиться с этой красавицей, насколько живой и привлекательной она выглядела на этом полотне. Молодая женщина изображена с высокой прической, по моде того времени, открывающей длинную шею и лоб, а ее наряд с глубоким, но в то же время целомудренным декольте подчеркивает белизну груди. Что касается осанки Струйской, то она поистине царская и свидетельствует о хорошо развитом чувстве собственного достоинства. В то же время, это полотно лишено помпезности, свойственной парадным портретам. Об этом свидетельствует и довольно скромный наряд девушки, и отсутствие драгоценностей, за исключением броши с жемчужной подвеской.
Глаза на портрете являются самым темным объектом . Они практически черные и выражают нежность, заботу и светлую грусть об утраченных днях детства и отрочества, закончившихся вместе с замужеством.
Этот портрет в 1772 году заказал Рокотову муж Струйской, Николай Еремеевич Струйский. По несчастному стечению обстоятельств, весь его род был уничтожен во время Пугачевского бунта и чумы, свирепствовавшей в Москве в начале 1770-х годов, и он уже в довольно молодом возрасте стал наследником огромного состояния. Вместе с тем это была утонченная натура, увлекающаяся литературой. В частности, до нас дошли некоторые стихотворные произведения, принадлежащие перу этого помещика. Также известно, что он был владельцем одной из первых и лучших частных типографий в России. В период между 1663 и 1771 годами он служил в Преображенском полку, но после вышел в отставку и поселился в своем имении Рузаевке, посвятив себя литературе и искусству.
Еще до выхода в отставку Николай Еремеевич женился на Олимпиаде Сергеевне Балбековой, которая умерла при родах, подарив супругу девочек-близнецов, не доживших и до года. Рокотов и Струйский тесно общались в течение многих лет и, возможно, в молодости даже были сослуживцами.
Погоревав после смерти первой супруги около трех лет, Николай Еремеевич посватался к А. П. Озеровой, которой на тот момент едва исполнилось восемнадцать. Она была невероятно хороша собой и при первой же встрече вскружила голову 23-летнему вдовцу. Сразу же после медового месяца влюбленный супруг повез молодую жену в Москву и заказал Рокотову портрет теперь уже А.П.Струйской и свой собственный. Александра Петровна произвела на художника неизгладимое впечатление и, как он писал впоследствии, была не только хороша собой и умна, но и чертовки хитра и вежлива. Кроме того, девушка оказалась практически идеальной натурщицей и терпеливо позировала столько, сколько было необходимо.
А. П. Струйская была особой неординарной. Достаточно сказать, что в подарок новобрачной жених преподнес не украшения, а храм Пресвятой Троицы в Рузаевке, так как знал, что для невесты гораздо большую ценность представляла духовная сторона жизни, а не драгоценности или наряды. двора. Несмотря на свою красоту, она предпочитала балам тихие радости семейной жизни и родила супругу 18 детей, из которых до совершеннолетия дожили только 8.
Такой необычный выбор всегда удивлял современников, так как даме того времени, да еще обладающей огромным состоянием, по их мнению не следовало держаться вдали от блеска двора.
Портрет А. П. Струйской считается одной из самых известных работ Ф.Рокотова .
Почти сто лет после смерти художника портрет хранился в имении Рузаевка, оставаясь неизвестными широкой публике. Однако в 1903 году в Московский Императорский исторический музей обратилась дама, заявившая, что хочет продать два полотна, изображающих ее предков. Фамилия людей не вызвала особого интереса у дирекции, но, когда она сообщила, что автором является Ф. Рокотов, портрет А. Струйской и картина, изображающая ее супруга, сразу же были отправлены на экспертизу. Она подтвердила подлинность шедевров, и они были выставлены на всеобщее обозрение, к радости любителей русской живописи.
Н. Заболоцкий.
Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза
Сегодня полотно, изображающее русскую Джоконду, хранится в четвертом зале Третьяковской галереи, по адресу: Лаврушинский переулок, 10, и считается одной из жемчужин коллекции произведений русских художников 18-го века. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/166207/portret-struyskoy-rokotova-istoriya-i-opisanie-kartinyi
|
|
| 2018-08-28 02:52:49 - Нина Николаевна Гончарова Какое удачное сравнение- `русская Джоконда`!
Так и воспринимается.
Спасибо, Дмитрий Валентинович. Прочитала на одном дыхании. Восхищаюсь красотой, благородством и простотой ВЕЛИКОЙ ЖЕНЩИНЫ!Именно таких ЖЕНЩИН воспевали в своих сонетах Шекспир, Петрарки, Тассо, Спенсер, Пушкин, Лермонтов....)))
`Ты смотришь на меня из темноты
Моих ночей, придя из дальней дали:
Твои глаза еще прекрасней стали,
Не исказила смерть твои черты.
Как счастлив я, что скрашиваешь ты
Мой долгий век, исполненный печали!
Кого я вижу рядом? Не тебя ли,
В сиянии нетленной красоты
Там, где когда-то песни были данью
Моей любви, где плачу я, скорбя,
Отчаянья на грани, нет - за гранью?
Но ты приходишь - и конец страданью:
Я различаю по шагам тебя,
По звуку речи, лику, одеянью`
Ф. Петрарки
Перевод Е. СОЛОНОВИЧА.
`Сравню ли с летним днем твои черты?
Но ты милей, умеренней и краше.
Ломает буря майские цветы,
И так недолговечно лето наше!
То нам слепит глаза небесный глаз,
То светлый лик скрывает непогода.
Ласкает, нежит и терзает нас
Своей случайной прихотью природа.
А у тебя не убывает день,
Не увядает солнечное лето.
И смертная тебя не скроет тень -
Ты будешь вечно жить в строках поэта.
Среди живых ты будешь до тех пор,
Доколе дышит грудь и видит взор.`
Уильям Шекспир
Перевод С.Я.Маршака
`СОНЕТ 18`
`Всё в ней гармония, всё диво.
Всё выше мира и страстей:
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает...`
А Пушкин
`Она была прекрасна, как мечта
Ребенка под светилом южных стран;
Кто объяснит, что значит красота:
Грудь полная иль стройный гибкий стан
Или большие очи? - но порой
Все это не зовем мы красотой:
Уста без слов - любить никто не мог;
Взор без огня - без запаха цветок! -
О небо, я клянусь, она была
Прекрасна!... я горел, я трепетал,
Когда кудрей, сбегающих с чела,
Шелк золотой рукой своей встречал,
Я был готов упасть к ногам её,
Отдать ей волю, жизнь, и рай, и все,
Чтоб получить один, один лишь взгляд
Из тех, которых все блаженство - яд!`
М.Ю.Лермонтов,
1832
Конечно, все эти стихи не посвящены А.П. Струйской, но всех их объединяет одно-
`О Женщина! Ты Муза! Всевышнего прекрасное творенье!`
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу | | 2018-08-28 23:54:54 - Дмитрий Валентинович Леваков Кстати, о Пушкине.
Нина Николаевна, в книге Ник. Смирнова-Сокольского
`Рассказы о книгах` есть рассказ о стихотворении `Я помню чудное мгновенье...` История знакомства и отношений Анны Керн с Пушкиным, история создания этого стихотворения, биография самой Анны, дожившей до 80 лет, история и судьба их переписки...
Необыкновенно интересно и познавательно. Если где увидите эту книгу, или она есть в интернете, советую почитать, думаю, Вам понравится... | | 2018-08-29 03:14:23 - Нина Николаевна Гончарова Знакома с историей создания стихотворения, биографией Анны Керн на столько, на сколько позволяют публикации . Есть разные взгляды на историю их взаимоотношений, но то, что стихотворение `Я помню чудное мгновение` - одно из самых дорогих жемчужин сокровищницы творческого наследия Пушкина, то это никто не оспорит.
Дмитрий Валентинович! Я опять к Вам с подарком.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
ПОРТРЕТ.
` Когда стройна и светлоока
Передо мной стоит она,
Я мыслю: гурия пророка
С небес на землю сведена!
Коса и кудри темно-русы,
Наряд небрежный и простой,
И на груди роскошной бусы
Роскошно зыблются порой.
Весны и лета сочетанье
В живом огне ее очей,
И тихий звук ее речей
Рождает негу и желанья
В груди тоскующей моей.`
Автор Подолинский Андрей Иванович.
1828 г.
Это стихотворение посвящено тоже Анне Петровне Керн, необыкновенной женщине, вдохновившей Александра Сергеевича Пушкина на его бессмертное послание
` Я помню чудное мгновенье `.
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|