Государственное устройство
Федеративная Республика Германия состоит из 16
административных единиц: Баден-Вюртемберг (Штутгард), Бавария (Мюнхен), Берлин,
Бранденбург (Постдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Визбаден), Мекленбург-Форпомерн
(Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северная Вестфалия (Дюссельдорф),
Райнланд-Пфальц (Майнц), Заарланд (Заарбрюкен), Саксония (Дрезден),
Саксония-Анхальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Тюрингия (Эрфурт).
Берлин, Бремен и Гамбург – это города-регионы, представляющие собой
самостоятельные административные единицы.
Административные границы, установленные на сегодняшний день,
были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной
Германии и образования единой Федеративной Республики.
3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной
Германии, в основу которой был положен Основной Закон ФРГ (принят 23 мая 1949
года). Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан ФРГ, а также
разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент,
являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую
роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное
функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23
мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из
одинакового числа членов Бундестага (нижней палаты федерального
законодательства) и представителей региональных органов.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным
Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата.
Бундестаг избирается населением сроком на четыре года.
Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем
прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой
земле, по пропорциональной системе. Председатель бундесрата избирается
поочередно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год.
В компетенции бундесрата находится одобрение принятых
бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии
и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь
согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного
решения.
Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным
Правительством Республики, возглавляемым премьер-министром (канцлером
Германии), который избирается бундестагом большинством голосов по предложению
президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три
уровня – федеральный, земельный и местный, – которые функционируют независимо
друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением
компетенции между соответствующими звеньями федерации.
Федеральные министерства проводят правительственную
политику, как правило, через аналогичные органы государственной власти земель
ФРГ и на местах. Исключение составляют министерства иностранных дел, обороны,
некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той
мере, в которой конституция ФРГ фиксирует прямое выполнение федерацией
соответствующих функций.
Земли ФРГ являются относительно самостоятельными субъектами
федерации и автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти.
В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью
независимы от правительства ФРГ.
Независимая судебная власть представлена Федеральным
Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом ФРГ и Арбитражным
Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.
Для современной Германии характерна достаточно
сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает
стабильность и прогресс в развитии страны: все основные партии, представленные
в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору
для консолидации общества.
Основные политические партии Германии –
Социал-Демократическая Партия, Христианский Народный Союз, Свободная
Демократическая Партия, Партия Народного Социализма и другие.
|