ВЛАСТЬ
РЕШИЛА: УЧИТЕЛЯ НЕ ОЛИГАРХИ, ЧТОБЫ ИХ СПАСАТЬ ДЕНЬГАМИ
Треть российских
учителей (33%) заявили, что их зарплаты не росли в течение
последнего учебного года, следует из данных опроса Центра экономики
непрерывного образования Института прикладных экономических исследований
РАНХиГС. О росте заработной платы по итогам 2017 года рассказали лишь
31% респондентов, а еще треть
сообщили,
что их заработок даже уменьшился.
При этом учителя
жалуются на растущую нагрузку в школе:
46% педагогов работают на полторы ставки, почти 14% - на две
ставки.
Между тем,
регионы
отчитались о том,
что справились с задачей, поставленной в «майских» указах
президента — повысить зарплату учителей до 100% от средней
по региону. Так, столичный департамент образования на днях сообщил,
что зарплата московских учителей в I квартале 2018 года составила
аж 89 тысяч рублей. Регионы также рапортуют о достойных зарплатах.
Однако сами учителя называют это очковтирательством
.
Они объясняют, что
зарплата учителей сейчас состоит из трех позиций: базовая часть,
компенсационные выплаты и стимулирующие. Базовая часть — за часы
работы на уроке — мизерная, а выплаты зависят от наличия
средств и отношений с директором школы. Большинству учителей
приходится совмещать ставки — это и дает неплохие показатели
по оплате.
Власти Москвы считают, что
облагодетельствовали горожан
— Эти
зарплаты — «средняя температура по больнице», —
говорит Евгений Барановский, редактор сайта «Завуч.инфо». —
Если администрация получает 400 тысяч,
приближенные к администрации 300 тысяч, а 10 учителей получают
по 50 тысяч, то и получается такая средняя зарплата.
В Москве рядовые учителя зарабатывают приблизительно 50 тысяч.
«СП»: — Чтобы
заработать эти деньги действительно приходится совмещать ставки?
— Школы
на сегодняшний день выгнали на рынок. Они конкурируют за детей.
И в Москве это наиболее ярко выражено. Родители отдают ребенка
в ту школу, у которой лучше результаты, которая больше
«пиарится». А чем больше детей в школе, тем больше денег — это
подушевое финансирование. Директор в принципе сейчас — это
инновационный менеджер. Директора обязаны были пройти такие курсы и стать
хорошими управленцами. Они должны привлекать внебюджетные деньги
в школу — сдавая в аренду спортивный зал, помещения, организуя
курсы, оказывая образовательные услуги. Если школа зарабатывает внебюджетный
фонд, у нее появляются деньги для стимулирующих выплат.
Но это
на бумагах выглядит гладко, а по факту совершенно по-другому все
получается. Из большинства наших учителей какие бизнесмены и что они
могут заработать? Тем не менее, 60% вопросов, которые аттестационная
комиссия задает директору школы, касаются одной темы — сколько денег
заработали?
В большинстве
регионов России учителя жалуются, что стимулирующего фонда нет, есть только
ставка, и она очень маленькая. Я нередко слышу о зарплатах
в 1315 тысяч. Поэтому учителя и берут 1,52 ставки. Чиновники
докладывают, что зарплаты учителей достигли средних по региону.
Но это за счет управленцев, администрации, куда нередко пристраивают
своих родственников и знакомых. По-моему, за последние годы в принципе
мало что изменилось в плане зарплат. Молодые в регионах в школу
работать по-прежнему не идут.
Ирина Абанкина,
директор Института развития образования НИУ ВШЭ говорит о том, что
Москва — единственный регион, у которого нет долгов, остальные регионы
находятся под прессом очень жестких бюджетных ограничений:
— У них
высокая долговая нагрузка, поэтому там изыскивали все возможности, чтобы выйти
на показатели по зарплате. Очень многие регионы отчитались, что
задачу выполнили. Но это оказалось достаточно формально: нагрузка
не фиксировалась.
У многих
не было другого выхода, кроме как оптимизировать штатное расписание,
сокращать педагогов, увеличивать нагрузку и наполняемость классов.
В СанПиНах, кстати, отменили все ограничения по предельной наполняемости
классов. Сейчас в классах почти везде 3035 детей, но бывает
и 4045. Нагрузка действительно выросла: ведь каждого надо опросить,
проверить знания, работы.
Кроме того, случился
кризис. И если измерять в потребительских ценах, оказалось, что
мы опять на уровне 2013 года — все прибавки съела инфляция. Это
не оправдало ожиданий учителей — они, конечно же, надеялись, что
их зарплата будет существенно выше. Опрос как раз и выявил этот
потенциал несбывшихся ожиданий.
Если
даже номинально их зарплаты и выросли — они были подняты
за счет интенсификации и увеличения нагрузки.
«СП»: — Чиновники
заявляли, что зарплаты учителей должны зависеть от качества
образования — поэтому и придуманы стимулирующие выплаты. Но ведь
в реальности учителя очень часто их не получают?
— Многие регионы
в последнее время придерживали деньги как резервные фонды, чтобы
их потом перераспределить для достижения показателей
по зарплате — совершенно не увязывая с качеством
и результативностью. Стимулирующие надбавки установлены в баллах,
и многие школы стремились зарабатывать эти баллы, но в деньгах
это ни во что не вылилось — потому что был пересчитан
бюджет. Денег они не получили.
Кроме того,
за это время произошло повышение МРОТ. И стимулирующие доплаты были
направлены на доведение до МРОТ зарплат младшего обслуживающего
персонала, но не на педагогов.
«СП»: —
Учителя жалуются и на рост бумажной нагрузки, огромное
количество отчетов.
— Во многих
школах и ведение дневников и журналов, и разработка учебных
планов, и вся документация идут как на бумажных носителях, так
и в электронных. Хотя предполагалось, что перевод на электронный
формат, наоборот, учителей разгрузит. Кроме того, оказалось очень много
контролеров — и Росстату надо отчитываться, и Общественной
палате, и Народному фронту, и ассоциации учителей, и педсовету,
я уже не говорю про органы власти. Всем им нужно писать отчеты.
И для того, чтобы заработать стимулирующие выплаты, тоже надо
отчитываться. Получился вал административной работы. С детьми учителям
некогда заниматься! Здесь нужна корректировка.
«СП»: —
А то, что касается базовых окладов — почему они такие маленькие?
— Базовые
действительно невысокие, они никак не зафиксированы, и большинство
руководителей держат их на очень низком уровне. Все регулирование
идет на уровне стимулирующих выплат, но в стимулирующих педагог
не уверен — даже если он получает баллы, деньги может
и не получить. Нужны гарантии базового оклада, нельзя вести речь
только о стимулирующих выплатах. Надо обязательства сделать более четкими
и определенными.
Профсоюзы неоднократно ставили этот вопрос — говорили, что надо
определиться с базовыми окладами по профессиональным квалификационным
группам, определить объем нагрузки, но документы так
и не приняты…
Источник-ЗАВУЧ инфо