18.06.2012 - Елена Михайловна Матяшова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Михайловна Матяшова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Михайловна Матяшова / Блог / 18.06.2012


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


17 июня 2012, 20:57, автор - хозяйка блога
Елена Михайловна Матяшова

18.06.2012

  18.06.2012                                 
                                      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

                  Методическая работа преподавателя
                                         МОУ ДОД "ДШИ №8"                                                                 Матяшовой Елены Михайловны


                                         "ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОМ" 

                                                "Болящий дух врачует песнопенье,
                                                  Гармонии таинственная власть..."
                                                                                                                                                                                                             Е.Баратынский.

         

          Мы сейчас живём в очень непростое  время.

Мы  видим, что мир нездоров: ни физически, ни психически, ни нравственно – достаточно взглянуть на события, происходящие у нас в стране и за рубежом – рушатся дома, гибнут люди, яркая вспышка терроризма – огромный всплеск человеческой агрессии. Если вдуматься, разобраться, то агрессия – эта та невостребованная энергия в человеке, которая не трансформировалась в более высокую тонкую материю через трудолюбивое взращивание в себе интеллигентности, чуткости, взаимопонимания, культурного человека.
 
Способен ли тот, кто живет по принципу «око за око, зуб за зуб» почувствовать чужую боль?
 
В состоянии ли мы сами просто выслушать друг друга?
 

Даже природа бунтует, посылая нам землетрясения, наводнения и другие  катаклизмы, как бы протестуя против негативного отношения людей к жизни, ко всему ходу человеческой эволюции…

 

Мы всё чаще стали видеть не самые лучшие проявления в мире, а мир –это мы. Значит, мы можем изменить этот мир, меняясь сами!

 

     Но часто наше нежелание заниматься своим саморазвитием и сделать всё возможное, что бы дать нравственную основу новому поколению, слишком дорого обходится нам самим и всей нашей планете…

 

     Я не стремлюсь рассмотреть все выходы из сложившейся ситуации, и не претендую на полноту раскрытия заявленной темы (она очень обширна и это только начало), но она касается всех нас и наших детей.

 

 

«Давайте больше заниматься обыкновенными детьми – будет меньше трудных.»

 

                                                    С. Соловейчик

 

                                                                                                                                          «Педагогика для всех»

 

 

 

Конечно, родители хотят вырастить своего ребенка здоровым, чтобы он был достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы «не виснул на людях» и не зависел от них, т.е. вырос бы полезным и надежным для семьи и для общества человеком.

 

Что бы помочь родителям в достижении этой цели создана грандиозная система образования – общего, профессионального и дополнительного ( к чему мы и относимся).

 

Но образование оказывается почти бесполезным, если у человека не вырабатывается внутренняя самостоятельность – это та жизненная основа, от которой зависят все остальные качества человека (дадим мы этим качествам проявиться или нет?)

 

Самостоятельный – значит свободный (он свободен выбирать). Образованный человек свободнее неграмотного, потому что у него больше выбора в жизни, ему доступное многое. Но у него больше и ответственности за выбор, и эта ответственность ему по силам. Он многое знает, способен оценить, взвесить. Он эмоционально и интеллектуально развит, духовно наполнен.

 

А для духовно развитого человека свобода – это крылья. Для неразвитого человека – бремя (и для себя и для окружающих).

 

Для неразвитого человека свобода выражается во вседозволенности. Кто не научился трудиться, самовзращивая себя, мечтает поскорее скинуть с себя довлеющее, давящее иго школы, семьи, других обязанностей.

 

И как угроза часто звучит: «Вот вырасту, уйду я от вас, и буду жить, как хочу!». Возраст – это еще не взрослость. Сколько у нас в «большую» взрослую жизнь выпущено (простите) суррогатов, достигших совершеннолетия, но не в состоянии быть полноценными единицами общества. Они разрушают себя уже тем, что не самосовершенствуются, не развиваются, тем, что себя не культивируют.

 

Далеко ходить не надо: на огороде сажаем, взращиваем, поливаем, пропалываем, ухаживаем  - есть плоды и то год на год не приходится, а если мы не делаем этого, не трудимся, то растут и хозяйничают сорняки. Посмотрите, кем наполнено наше общество?

 

Культура – это возделывание, взращивание.

 

Вкус к прекрасному развивается очень медленно, он должен созреть и в той среде, где его воспитывают.

 

И посмотрите, нас постоянно окружают звуки:

 

 

Лает собака во дворе,

 

Стучит колесами трамвай,

 

Забивают сваи,

 

Шумит ветер,..

 

Журчит ручей,

 

Выводит весеннюю песнь соловей…

 

 

Какие чувства вызывают эти звуки? От одних звуков мы устаем, другие раздражают, некоторые вообще слушать невозможно… Но есть, конечно и такие, которые нас привлекают, нам нравятся, тело расправляется, чувства успокаиваются, на душе становится легко и радостно.

 

Прислушаемся, о чем нам говорит стихотворение Вадима Семернина:

 

 

Мы ищем рифму или ритм…

 

Но, что это, о Боже, -

 

Ведь даже воздух говорит

 

Тому, кто слушать может! 

 

 

Подскажет вещие слова

 

Тому, что может слушать,

 

Обыкновенная листва,

 

Стекая прямо в душу.

 

 

И даже, даже тишина,

 

Под утро ли, под вечер,

 

Обнажена, напряжена

 

О чем то сердцу шепчет…

 

 

И сам не можешь ты молчать

 

Без творческой работы –

 

Душа привыкла отвечать

 

На каждый звук природы!

 

 

Так ли чутка наша Душа? Способны ли мы реагировать, улавливать, откликаться на звуки окружающего нас мира?

 

В музыкальной октаве семь основных звуков – столько же основных цветов в спектре солнечного света. Существует некий сакральный код, определяющий универсальные законы природы и гармонии. И наш человеческий организм, как органическая часть природы, так же подчиняется этой гармонии. И человек (с глубокой древности) чтобы получить благозвучие, начал интуитивно подстраивать сначала свой голос, а затем и ритм своего музыкального инструмента к звукам природы. И действительно, когда ученые стали исследовать это явление, то обнаружилось,  что и музыкальные шедевры, и сердечная деятельность, пульсация крови в наших сосудах подчинены ассиметричной ритмике, основанной на золотом сечении. В конечном счете, музыка тогда доставляет нам эстетическое и эмоциональное удовлетворение, когда ее гармония и ритм входят в резонанс с внутренней гармонией человека, т.е. совибрируют.

 

Пифагор дал математическое объяснение гармонии. Была установлена связь звукоряда с мировой физической константой, потом открылось, что природа формулирует свои законы на языке музыки! Музыкальные вибрации, считали древние посвящённые, - это необходимая пища для духа. Они освежают ум, облегчают мышление и умственный труд, успокаивают и исцеляют утомлённые нервы и, наконец, возвышают Душу! Музыка будит в нас эмоции, очищает их, преобразует их в более светлые, радостные. Музыка ещё и отличный лекарь. Эту особенность давно подметили медики. Ещё в древней Греции музыкой лечили психические болезни. Платон считал, что музыка помогает выработать стойкий характер, а Пифагор видел в музыке универсальное средство гигиены тела и духа.

 

По мнению великого Авиценны звуки, построенные в гармоничную, связанную композицию, способны возвысить Душу от слабости к силе. Огромную роль для сохранения здоровья отводил пению. А вот что думал о музыке А.В.Суворов: «Музыка удваивает, утраивает армии» (не в количестве, а в качестве).

 

Ощущение собственной гармонии – лучшая саморегуляция и аутотренинг. Это было хорошо известно ещё в Ш веке до н.э. в Парфянском царстве создателям музыкально-медицинского театра. В нём специально подобранными мелодиями лечили множество недугов тела и Души: от сердечной боли до сердечной тоски. О целебном воздействии музыкальной гармонии на организм сообщалось уже в папирусах древнеегипетских жрецов.

 

Музыка – это сила. Каждый звук, каждая вибрация производит движение в пространстве и вызывает в человеке мощные силы…, будит многочисленные уснувшие клетки, облагораживая их, совершенствуя их, преображая…

 

Как через физические упражнения мы укрепляем тело, так, развиваясь в музыкальном плане, человек взращивает и начинает слышать свою Душу.

 

«Музыка – это дыхание Души и сознания. Через музыку Душа проявляется на земле. Когда высшее сознание проснётся в человеке, когда он разовьёт в себе возможности более тонких восприятий, он начнёт слышать ту грандиозную симфонию, которая звучит в космическом пространстве от края до края Вселенной, и тогда он поймёт глубокий смысл жизни».

 

Музыка – как стихия, в которой состоит единая  целостная жизнь образа и смысла. И смысл мы можем понять, прикоснуться к нему через различные музыкальные образы.

 

Философы считают, что в воспитании музыкальное образование – это основа, так как опираются на древнейшую истину: «Мир создан звуком и числом» («В начале было Слово…»).

 

Музыка строит пространство и время, и звук живёт как живой организм…

 

Как мать вынашивает дитя, проходя сама и проводя его через родовые пути, в родовых муках даёт ему новую жизнь. Когда ребёнок родился, она вскармливает его, воспитывает, учит стоять, ходить, говорить, читать. Она выращивает его, вливая в него свои силы, внимание, заботу. Человек вырастает, обретает силу своего собственного голоса, даёт опору тем, кто с ним рядом…

 

Как это похоже на то, что происходит в процессе обучения в  школе, в частности, у нас, в классе скрипки. Так непросто держать в руках инструмент! И буквально   в муках рождается первый самостоятельный чистый звук у юного музыканта. Идя через неудачи, ошибки, кропотливый, постоянный труд, он  достигает яркого выразительного звучания на своих концертах. Неоднократно преодолевая  себя  на зачётах и экзаменах, бывший малыш приходит к триумфу на выпускном экзамене.  Всё это способствует формированию в нём уверенности и смелости жить, преодолевать трудности, поднимает до благородства, взаимопонимания и взаимопомощи, до чуткости и сострадания, до трепетной и нежной любви, до настоящей взрослой ответственности и надёжности…

 

 

 

Звук структурирует нашу способность мышления. Не зря музыке с древности уделялось так много внимания. Раньше даже среди простых людей было очень много доморощенных музыкантов, которые владели 2-3-мя инструментами (как впрочем, и языками). Вечером, в семейном кругу, они музицировали, восстанавливая силы после трудового дня. Конечно, не все были мастерами, но именно из этой среды вырастали Гайдны, Моцарты…

 

Ученые Гарвардского университета, проводили эксперимент в течение 15 месяцев с детьми от 6 до 9 лет, занимавшихся музыкой на фортепиано и виолончели. Эксперимент включал в себя детальную резонансную томографию детей до и во время  опыта, а так же в течении всего периода занятий. Оказалось, что относительный объём corpus callosum  (мозолистого тела – органа в мозге, отвечающего за обмен информацией между левым и правым полушариями) увеличился именно у тех детей, которые занимались музыкой увеличился в среднем на 25%. В контрольной же группе, которая музыкой не занималась, никаких видимых перемен в этом отделе головного мозга не произошло.

 

В современной Японии в общеобразовательных школах ежедневно минимум по 1 часу в день дети занимаются музыкой – одним из главных предметов эстетического воспитания.

 

Воспитание музыкального слуха – это не просто слышать, это еще и умение воспринять и затем передать смысл через тот или иной образ в звуке.

 

Через музыку происходит процесс взращивания своей Души, строительство своего собственного Смысла Жизни.

 

Ключевой принцип жизни – формирование человека способного на гармоничное выстраивание взаимоотношений – вплетение своего звука в общий аккорд.

 

Культура -  это и есть и есть возделывание и передача смысла.

 

В природе всё целесообразно. Природа через принцип красоты включается с принцип Разума.

 

«Музыка – это наука, отразившая макрокосм сложных духовных исканий и «стихия», вобравшая в себя микрокосм человеческих чувств и переживаний».

 

                                                                                                                                                          Л.А.Рапацкая

 

 

Музыка – это явление глубоко личное и одновременно общепланетарное.

 

«Мы устали от разрушений, взаимного непонимания. Лишь культура, лишь всеобобщающие понятия Красоты и Знания могут вернуть нам общечеловеческий язык», - писал в 30 годы прошлого 100-летия Николай Константинович Рерих.

 

 

«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом её основная миссия», - считал Г.В. Свиридов.

 

 

И от  того, как духовно растёт  каждый  из нас, от того, как звучит наш собственный звук,  как облагораживается  пространство вокруг нас, зависит и то, какой мир мы для себя построим, каково будет наше благополучие…

 

 

     Сегодня мы коснулись  лишь  некоторых аспектов  этой многогранной темы. Скорее, здесь больше поставлено вопросов, на которые каждый        для себя ответит сам.

 

 

И в завершение выражаю слова благодарности всем, кто настойчиво и терпеливо (или не очень терпеливо и настойчиво), но взращивают в себе и в своих детях бесценные ростки культуры, кто бережно относится к звуку, ибо это живая субстанция, способная преобразить нас и наш мир.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Николай Иванович Крюков2012-06-18 00:59:49 - Николай Иванович Крюков
Елена Михайловна, что Вы хотели сказать?
Елена Михайловна Матяшова2012-06-18 02:08:58 - Елена Михайловна Матяшова
Обязательно допишу..., но наверное уже завтра, т.е. уже сегодня... Во всяком случае постараюсь.
Благодарю Вас.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.
Нина Николаевна, спасибо, что Вы внимательны. Прекрасное качество! На фотографии у вас декоративная жимолость-каприфоль(лиана), а у меня отцвела жимолость с`едобная(кустарник) со скромными жёлтыми цветками и, в будущем, с голубыми ягодками. Впервые увидела в Дагестане. Там она очень сладкая. Варенье вкусное. Нужно садить рядом несколько сортов для опыления(у меня 5сортов)
Да, Нина, я этот сайт видел. Ну, во-первых, я нигде не нашёл записи `Акаций` в исп. Паниной... Ну, это ладно, не сохранились, хотя тогда откуда знание, что они были. А вот тексты первоначального и последнего вариантов вообще не совпадают с `армейскими`, даже по размерам строк, а следовательно, и мелодия не может совпасть. И ритм, и настрой.... Для чего сюда вплели `Смело мы в бой пойдём`? Ну да, ты права, будем просто слушать и наслаждаться, видимо, что-то напутано....Ну и ладно.. PS. Кстати, у Вари Паниной тоже есть песня `Хризантемы` 6813668-a3298085 Запись, конечно, та ещё, но ведь 120 лет пролетело!!! А вот `Белой акации гроздья...` есть в исп. Валентины Паниной, современной актрисы... Иногда вижу исполнение, где написано: `Редакция Вари Паниной`, а что это -????
Красивые стихи и фото! Спасибо, Бронислав Петрович! Весна набирает силу и ее мелодия из буйства цветения плодовых деревьев звучит особенно волшебно! 6764664-a151550 О, пусть ласточки обрадуют нас вестью о появлении первых роз. Пусть мотылек поцелуется с яблоневой ветвью и та приоткроет свой маленький рот. О, снова март, и снова это деленье на голубое с зеленым с примесью красок других. Цветы начинаются на земле, поднимаются на деревья, и март раскрывает их. Б. Ахмадулина





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/