Почему школе пора отказаться
от «выканья»
Нам не хватает
свободы
(
??
)
«Извините, пожалуйста!» — так дети (да и взрослые) часто
обращаются к преподавателю, если не могут запомнить его имя
и отчество. Наш блогер Кирилл Макеев предпочитает, чтобы ученики называли
его только по имени и на «ты»: он считает, что это помогает
учиться.
Википедия утверждает: «Форма мужского отчества в современном русском
языке с окончанием на -ович (после основ на мягкую
согласную -евич) восходит к отчествам древнерусских князей
и знати Московской Руси; подлые люди не имели права пользоваться
такими отчествами». На мой взгляд, сегодняшний педагог не имеет
отношения ни к знати, ни к подлым людям. При этом много ли,
друзья, вы знаете учителей, к которым можно обращаться на «ты»?
Всем родителям я всегда предлагаю обращаться ко мне по имени
без отчества и совершенно аналогичное предложение я озвучиваю всем
своим ученикам. В последнее время меня всё чаще коробит от обращения
на «вы». Почему?
Во-первых, я абсолютно убеждён, что нашему образованию не хватает
свободы. Откуда же её взять? Мне думается, что легче всего начать
с простейших механизмов взаимодействия с учениками/студентами,
которые не требуют серьёзной переработки текущей методологии
и какого-либо государственного участия, никакой большой реформации.
Выгоды от перехода с «вы» на «ты»
очевидны:
(
??
)
·
повышает уровень уверенности учеников в себе;
·
даёт ощущение возможности задавать вопросы. Их у нас почему-то
почти не принято задавать. Многие ребята не уверены в себе,
боятся поставить преподавателей в неудобное положение незнания
преподавателем ответа или показать свою собственную детскую некомпетентность;
·
позволяет проще заниматься совместными проектами разновозрастным
коллективам;
·
наконец, позволяет снижать языковой барьер между молодёжью
и преподавателями.
Во-вторых, скорость и объём работы с информацией увеличились
многократно за последние лет 20. Называть, помимо имени, ещё
и отчество иногда некогда, даже запоминать некогда дополнительное слово,
ведь столько всего надо успевать, узнавать и продумывать!
Мне часто пишут ученики и родители во «ВКонтакте» по самым
разным поводам, но я не могу представить, чтобы меня начали
называть по имени-отчеству
Для этого мне придётся отдельно указывать отчество на странице,
но кому какое дело, как зовут моего батю?! Это какое-то нерациональное
использование памяти, а ещё подобная коммуникация создает эффект неких
дополнительных психологических заслонок при взаимодействии. Мне они
ни к чему. Мне нечего прятать или скрывать за подобным
формализмом.
Наконец, помимо всего перечисленного, «выканье» со стороны учеников
как будто ставит педагога в особое положение. Да, преподаватель учит,
и стоит относиться к качественной работе с уважением, если она
такова.
Да, человек этот старше и может вызывать уважение
по причинам, отличным от взаимодействия в рамках учебного
процесса. Да, иногда хочется отметить некую благодарность за что-либо
своим учителям.
Но всё это точно не выражается типом обращения, точно
не выказывается тем, назвали ли преподавателя на «ты» или
на «вы». Нет необходимости сегодня иметь какие-либо предрассудки
на этот счёт. Мы давно все равны: дети, родители и педагоги.
Кирилл
Макеев
http://mel.fm/blog/kirill-makeyev/70165-pochemu-shkole-pora-otkazatsya-ot-vykanya?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=my-i-tak-chasto-govorim--chto-uchiteley-sov