Происхождение северо-восточных башкир
Башкирцы,
живущие по эту сторону Уральского хребта, пришли сюда с той западной стороны
Уральского хребта. Жил ли какой-нибудь другой народ здесь до прихода башкир –
это неизвестно.
Возле озера
Кидягяся, на двух сторонах его, есть два холма, называемые убами. Возле этих уб
находятся кладбища – места, похожие на гумна. Убу, находящуюся на севере,
называют «Уба молодого царя»; убу, находящуюся на юге, называют «Уба
царь-девицы». Оба они царствовали. Молодой царь не был женат. Молодой царь
сказал девице: «Я взял бы тебя замуж, если бы ты пошла за меня». Тогда
царь-девица сказала: «Я не пойду спроста, ты покажи мне свое удальство, я стану
на этом холме, а ты стань на том; ты в меня стреляй, а я буду в тебя стрелять;
если ты попадешь в меня и я останусь живой - пойду к тебе со всем своим
войском; если же ты не попадешь в меня – ты и все твое войско будете моими
рабами». Стали на два холма и начали пускать стрелы. Сначала молодец выстрелил
в девицу. Стрела молодца задела ногу девицы. После того выстрелила девица:
стрела» пущенная девицей, попала в сердце молодца, и он тут же умер. После
этого те старики, которые сидели на гумне, находящемся на стороне молодца,
сказали: «Чем превращаться в ее рабов, лучше умрем в перестрелке». Тогда они
начали перестреливаться. Большая часть находившегося здесь народа с обеих
сторон погибла в сражении. Оставшееся со стороны молодого царя сказали: «Чем
нам так умирать, лучше станем рабами царь-девицы»,– и царь-девица сделала
оставшихся рабами. Не этом месте похоронили мертвецов, похоронили на двух
холмах всех их – с одеждой и со всеми военными доспехами. После этого
царь-девица обходила много местностей, воюя с другими царями, и большую часть
их обратила в рабство. Наконец, встретилась она с одним молодым царем. Этот
молодец сказал царь-девице: «Ты много людей истребила, давай-ка сразимся друг с
другом!» Оба они пустились на лошадях вскачь навстречу друг другу, чтобы сечься
костяными топорами, и лошади у обоих - как у молодца, так и у девицы, – чуть
только сшиблись одна с другой – упали и убились до смерти. После этого молодец
ударил девушку и схватил ее, не давая ей подняться на ноги, а потом сел ей на
грудь. Туг молодец сказал: «На что ты согласна: умереть или сделаться моей
женой? Если не хочешь умереть, будь моей женой; если хочешь умереть – убью».
Девица не захотела умереть, сделалась его женой, а прочее ее войско сделалось
рабами этого молодца.
В наших
окрестностях одинаково называют такие возвышения убами (курганами) и тюбами
(холмами). Говорят, что те убы-тюбы были мяряями для состязания в стрельбе.
Мяряями называют место, куда ставят цель для стрельбы.
Из этого народа
часть перемерла, часть переселилась в другую местность, я после того уже сюда
пришли башкиры с той стороны Уральского хребта.
У одного
старика-башкирца, жившего по течению реки Ай, по имени Бикеянтяй, пропал скот.
Искать его старик послал сына. Этот сын, разыскивая скот, перешел на ту сторону
Уральского хребта. Найдя скот, он вернулся к отцу и сказал: «Там войск совсем
нет, место ровное, хорошо расположенное, – пойдем переселимся туда, отец!» А
ранее айлинские башкирцы думали, что по другую сторону Урала нет уже земли, что
мир уже кончился тут. Этот старик вместе со своими сыновьями переселился сюда и
осел в одном местечке. У него было двенадцать сыновей; он женил этих сыновей и
поселил их всех в отдельных местностях. Бикеянтяй был очень богат: со своим
скотом он кочевал по Уральскому хребту и в промежутке между этим восточным
склоном Уральского хребта и Аман-Карагайским бором. Когда Бикеянтяй кочевал у
Аман-Карагайского бора, казахи попросили у него: «Отдай нам двух своих
дочерей». Двое из сыновей Биксянтяя не согласились отдать сестер и остались тут
рабами. Эти два молодца были богатырями. Через некоторое время случилось тут
народное собрание с разными зрелищами. Казахи заставили обоих молодцов
сражаться с быком. Один из молодцов схватил быка за оба рога и вырвал их. Так
как рога не выпадали из его рук, то старший брат молодца, гладя и растирая ему
руки, заставил рога выпустить. После этого на совещании казахи порешили
отпустить обратно обоих: как бы они, дескать, будучи богатырями, не покорили их
народ.
От двенадцати
сыновей Биксянтяя остались следующие роды, называемые айлинскими: Метэль,
Улянли (Обильный травой), Оло карагайкуль (Большое озеро с сосновым лесом),
Субараш, Субханкул, Кесекяй-Карагайкуль (Малое озеро с сосновым лесом), Мурат,
Комсуль (Селение песчаного озера), Оло олторак (Селение большой подошвы),
Бутук, Кужа.
Прежде андийцев
пришел еще род, называемый Табын. Айлинцы сделались припущенниками у табынцев.
Айлинцы и табынцы заняли много земель сообразно с их силами, но находящиеся в
той местности золото, серебро, железо и озера сделались принадлежностью
табынцев. Неизвестно, в какое время пришли сюда табынцы.
Роды катайцев и
бурзянцев – особые роды, язык и обычаи их, отличные от наших. Язык и обычаи их
приближаются к казахским. Откуда пришли они, мы не знаем.
|