Рекомендуемый список произведений М.Ю. Лермонтова (направление
№1)
Лирика
q
Тема
одиночества, пафос отрицания и протеста. «Одиночество», «Парус»,
«Как часто пёстрою толпою окружён…», «Дубовый листок», «Узник», «Пленный
рыцарь», «Прости, мой друг, Как призрак, я лечу…», «Стасы», «И скучно, и
грустно…», «Дума», «Смерть поэта», «Выхожу один я на дорогу».
Тема одиночества – одна из основных тем
в творчестве Лермонтова. Тема имеет философскую основу, которая связана в
концепцией немецких философов Фихте и Шеллинга, в соответствии с идеями которых
человек – одинокая, мятежная, ищущая жизни и борьбы, бури (Фихте) и при этом
полная противоречий, соединяющая в себе добро и зло личность (Шеллинг).
1.
Раннее творчество – «Парус» (1832),
«Одиночество» (1830). Отчуждённость от всех – естественное состояние для
лирического героя, это связано с романтическим мировосприятием. Лирический
герой одинок в свете, обществе
(«Элегия», 1830).
2.
Мотив одиночества в зрелом возрасте – «Как
часто пёстрою толпою окружен…» (1840) (стихотворение построено на антитезе:
свет противопоставлен всему тому, что было в детстве).
3.
Мотив изгнанничества («Листок, 1841).
4.
Мотив заточения, неволи – «Узник» (1837),
«Пленный рыцарь» (1840).
5.
Одиночество в любви и дружбе («Стансы (1830 –
1831), «Посвящение
NN» (1829). Мотив измены,
трагизм разочарования. Любовь – всегда страдание. В любовную лирику вторгается
мотив смерти («Гость», 1831; «В альбом», «Весна»). Порой одиночество
приобретает вселенский масштаб («Прости, мой друг!.. Как призрак я лечу…»,
1831). Одиночество лермонтовского героя извечно, оно спутник его жизни – «И
скучно и грустно…» (1840).
6.
Одиночество среди своего поколения, при этом
лирический герой осознаёт, что ему присущи все пороки современников. В своей
оценке современников поэт поднимается до суда – «Дума» (1838). В жанре думы
писали поэты-декабристы (К. Рылеев, Баратынский). Лермонтов пытается осмыслить
место своего поколения в истории. Говорит от первого лица о будущем поколения
(«Его грядущее – иль пусто, иль темно…»), прослеживает жизнь человека своего
поколения от рождения до смерти).
q
Тема
Родины.
1.
Поэма «Мцыри» - любовь к родине –
романтическая страсть, подчиняющая все помыслы поэта.
2.
Родина даёт силы жить – «Листок» (1841),
«Последнее новоселье» (1841).
3.
Образ «малой» родины в стихотворении «Как
часто пёстрою толпою окружён…».
4.
Поэтическая родина – Кавказ («Кавказ» (1830),
«»Синие горы Кавказа…» (1832).
5.
Конкретное воплощение темы: Родина – Россия
(«Прекрасны вы, роля земли родной…» (1831). Поэт осознаёт свои национальные корни
(«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832).
6.
Интерес к русской истории («Бородино», «Песня
про купца Калашникова»).
7.
Интерес к жизни народа России («Жалобы турка»
(1829), «Прощай, немытая Россия…» (1841).
8.
Вера в будущее России: Восток и Запад уже
отжили свой «золотой век» («Спор» (1841), «Предсказание» (1830) – грозное
пророчество: «Настанет год, России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»)
9.
Истинный, разумный патриотизм («Родина»
(1841) – стихотворение написано на Кавказе, возникло под впечатлением путешествия
через Россию, когда поэт ехал в Петербург из действующей армии. Любовь к Родине
не связана с какими бы то ни было идеями, взглядами. Это личное, переполняющее
поэта чувство. В ст. вводятся жанровые картинки, описание природы – мотив
пространства, мотив дороги. Поэт анализирует свое отношение к России. Любовь к
Родине впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в
проблему, которую поэт решает по-своему).
q
Тема
поэта и поэзии.
1.
Традиционное и особенное в трактовке темы.
Продолжение пушкинской традиции:
а) избранность поэта («нет, я не
Байрон, я другой…» (1832). Поэтическое слово ниспослано свыше («Есть речи –
значенье…» (1840);
б) поэт – всевидящий пророк («Пророк»,
1841 – продолжение пушкинской традиции);
в) назначение поэта (в ст. «Поэт», 1938
«стих…/ звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед
народных»);
г) гражданственность поэзии («Поэт»,
«Кинжал», «Смерть поэта», 1837).
2.
Поэт и толпа («Журналист, писатель и читатель»,
1840. «Пророк»):
а) толпа не понимает поэта, враждебна
ему, мотив приобретает трагическое звучание; в стихотворении «Смерть поэта»
соединились два образа: Христа-мученика («терновый венец») и Аполлона –
покровителя искусства (лавровый венок);
б) утверждение свободы поэтического
творчества, независимости поэта («Поэт», 1838), невозможность достичь полной
свободы («Слава», 1830 – 1831).
3.
Понимание поэтического творчества как
ВДОХНОВЕНИЯ, ОЗАРЕНИЯ ((«Мой демон», 1830 – 1831, «Поэт») Вдохновение спасает
от мелочной жизни, но может и обмануть («не верь себе», 1839), вдохновение –
это и мука («Я жить хочу! Хочу печали…», 1832), но оно необходимо поэту).
4.
Отношение к славе. Слава преходяща – в этом
отличие понимания славы у Лермонтова от пушкинского понимания («Слава» - «И
вечно слава жить не может…»).
|