"...
Какой это чудесный художник!
Творец с первоклассным поэтическим чувством.
Стоит
лишь понаблюдать за его первыми играми,
пока он не испорчен рассудочностью, чтобы
увидеть,
какая звездная красота одухотворяет их,
какая идеальная простота, и какие таинственные
отношения
обнаруживаются при этом между
простыми вещами.
Ребенок знает гораздо
больше, чем мы думаем...
В своей невинности он мудрее, лучше нас
понимает несказанную тайну поэтической сути".
(Ф. Г. Лорка о ребёнке
раннего возраста)
Я
– учитель! Педагог-дошкольник. Сколько раз я повторяла эти слова. Разным людям,
в разных жизненных ситуациях. Да, я всегда хотела стать дошкольником. Главным
примером и наставником для меня всегда была и остаётся моя мама. Всегда
поражало её умение находить общий язык с любым ребёнком, с родителями. С ней в
7-летнем возрасте я впервые пришла в детский сад и поняла, что работа
воспитателя - моя мечта! Зачитываясь книгами педагогов-новаторов, девчонкой я
представляла, как зайду в группу и с улыбкой на лице скажу «Здравствуйте,
дети!». И это произошло: в пятнадцать лет в период летних каникул я
начала работать няней в детском саду, а в 17
лет уже воспитателем. Так сбылась моя мечта. Уже 11 лет я работаю
воспитателем.
Для меня
профессия педагога – самая главная в мире профессия. В детском саду мир как
будто преображается, детство окутывает своей непосредственностью, чистотой,
искренностью. Что может сравниться с обнявшими тебя детскими ручками, с
десятками глаз, которые смотрят и доверяют тебе.
Я
считаю, что призвание педагога состоит в формировании духовности внутреннего
мира ребёнка. Основа человека
- это то,
что у него внутри, его душа. А кто, как не педагог стоит у истоков её
формирования? На воспитателя возлагаются очень серьёзные задачи, он должен
по-доброму относиться к маленькому человечку, ни в коем случае не ущемлять его.
Для этого педагог должен сам воспитать в себе духовность, осознать, что он
неповторим,
самобытен, единственен.
Меняется
время, изменилась и педагогическая модель. Её основными принципами стали
гуманизация воспитательной работы и личностно-ориентированное взаимодействие с
детьми. Педагоги нового времени смотрят на ребёнка как на полноценного
партнёра, уважают и принимают личность ребёнка, сотрудничают с ним. Я всегда
обращаюсь к каждому ребёнку только по имени,
использую индивидуальный подход, как на занятиях, так и в повседневной жизни,
пытаюсь создавать обстановку, аналогичную домашней.
Четыре
года назад я начала работать в детском саду для детей с нарушениями
зрения.
Сюда поступают необычные
дети
-
общительные, талантливые, неординарные, но у них
есть особые образовательные потребности.
Ребята прекрасно поют, ставят спектакли, играют и рисуют. Знакомство с детьми
«Хрусталика» произвело на меня неизгладимое впечатление. Трудно представить,
что ощущает ребёнок с ограниченными возможностями зрения.
Когда-то давно я
прочитала афоризм Сократа «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Да,
действительно, это так, особенно, когда речь идёт о здоровье твоего ребёнка. Как
хочется помочь родителям, которые используют все возможности, для того чтобы
улучшить или порой хотя бы сохранить зрение своего ребёнка.
Сердце разрывается от боли, когда видишь
малыша, у которого здоровый глаз заклеен, он плохо видит предметы, натыкается
на них, нервничает, а иногда и плачет.
На
помощь приходит сплочённая команда «Хрусталика», которая взаимодействует не
только с детьми, но и с
их родителями. Попасть
в такой коллектив – большое счастье для каждого человека. Это единый механизм,
все время работающий в одном направлении, коллектив, где каждый прислушивается
к мнению коллег, зная, что все мы делаем одно очень важное и нужное дело. Мы
переживаем за каждого ребёнка и стараемся, чтобы наши дети успешно учились в
школе, стали социально полноправными, активными членами общества. Для этого в
нашем детском саду есть необычный кабинет, единственный в городе – кабинет
охраны зрения: с нужными и важными приборами, современным медицинским
оборудованием, а главное – профессионально работающими специалистами, знающими
своё дело и любящими
детей.
Всё наше взаимодействие с
детьми построено на основе методологических подходов Л.И.Плаксиной,
обеспечивающих психологическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями.
Педагог
несёт огромную ответственность за каждый миг, проведённый с детьми. Каждый
момент взаимоотношений с ребёнком является элементом общения, в ходе которого
ребёнок начинает чувствовать и понимать, что его любят и ценят.
Именно поэтому для меня главным способом
взаимодействия с детьми стала игра. Только в игре педагог и ребёнок могут
максимально сблизиться. Игра – деятельность
познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму
размышления ребёнка об окружающей его природе и социальной действительности.
Для осуществления
индивидуального обучения детей, роста мотивации, их заинтересованности я применяю
информационные технологии. Занятия на компьютере открывают новые возможности
использования педагогических приёмов для успешного выполнения упражнений по
методикам Домана и Дьенеша. Для меня использование новых технологий – это
возможность переосмыслить методические приёмы, обогатить знания и умения,
которыми я владею.
Но самое главное, конечно, не новейшие
программы и передовые методики. Главное - любому ребёнку, независимо от его
способностей к обучению,
создать
ситуации успеха, комфортную атмосферу для мышления, работы, творчества. Поэтому
взаимодействие с детьми я осуществляю через личностно-ориентированное обучение,
в основе которого лежит истинная любовь к своим воспитанникам.
Сейчас
я пишу эссе и слышу, как в другой комнате моя шестилетняя дочь ведёт урок со
своими игрушками и младшим братишкой. Вот её голос: «Чтобы так вести урок,
нужно быть настоящим профессионалом». В нашей семье не один педагог, мой муж –
учитель физики.
И я знаю не понаслышке, если
с детства твёрдо знать, кем ты хочешь стать и стремиться к этому, тогда ты
действительно станешь профессионалом в своей области.
Детство
– это чудесная, хрупкая, волшебная сказка. И мне очень хочется сделать её
продолжение ещё прекраснее. Ведь малейший неправильный шаг взрослого может
разрушить сказку.
Иногда становится
грустно, что положение человека в обществе
в наши дни зависит от его материального благосостояния. Но зато у
педагогов есть нечто большее, чего не хватает многим людям. Работая учителем, я
продлеваю сказку своего детства изо дня в день.
Награда свыше нам дана:
В мир детства часто возвращаться
Вновь открывать и
удивляться,
По-детски искренне смеяться
Ведь детства сказка всем нужна
.