Методическая разработка Проект
«Моя семья».
Проект: Длительный
Информационно-творческий
Участники проекта:
дети средней группы, родители, педагоги группы.
Длительность проекта:
в
течении учебного года
Цель:
формировать
у детей понятие «семья».
Задачи:
Формировать у детей представления
о семье, профессии родителей.
Воспитывать у детей любовь и
уважение к членам семьи, учить проявлять
заботу о родных людях.
Совершенствовать стиль
партнёрских отношений. Развивать коммуникативные
навыки детей.
Обогащать детско-родительские отношения
опытом совместной творческой деятельности
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Знание детьми информации о
своей семье.
2 Понимание детьми значимости семьи в жизни
каждого человека.
3. Умение организовать
сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4Проявление заботы и уважения ко
всем членам семьи.
1 этап проекта.
1. Донести до участников проекта важность
данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать
материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности;
дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по
теме «Семья».
3. Подобрать материал для
продуктивной деятельности.
4.Составить перспективный
план мероприятий. Разработать сценарий к дню матери.
5.Подобрать материал,
стихи, литературу.
2 этап основной
Выполнение проекта.
Работа с детьми
Речевое развитие
Коммуникация
Составление творческих рассказов на тему «Моя
семья», «Как я помогаю дома».
Пальчиковая гимнастика «Моя
семья».
Разучивание стихов о маме, папе,
бабушке.
Чтение сказки «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка». Ушинский «Петушок с семьёй». Рассказы о маме, семье
Познавательное развитие
Тематические беседы «Права и
обязанности в семье», «Моё имя»,
Подбор фотографий на тему «Моя семья».
Рассматривание семейных
фотоальбомов
Знакомство с профессиями
родителей.
Пословицы и поговорки о семье.
Дидактические игры «Кем быть», «Кому,
что нужно для работы», «Чьи детки?»
Социально коммуникативное
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «День рожденья»,
«Магазин», «Больница».
Дидактическая игра «У кого кто».
«Кто старше».
Строительные игры «Мебель для
дома».
Игры-драматизации по сказкам
«Красная Шапочка», «Репка».
Инсценировки «Три
мамы», «Сказка для мамочки».
Стимулировать желание детей
участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки,
накрыть на стол, полить цветы и т.д.
Художественный труд:
Изготовление подарков для мам,
приглашений, открыток для членов семьи.
Безопасность
Игровая ситуация «Помогаем
маме…» Соблюдение правил безопасности при организации труда.
Игра-тренинг «Я потерялся».
Художественно-эстетическое
Рисование по шаблону карандашами
« Моя семья»
Рисование «Красивые цветы»
Аппликация «Подарок для мамы»
«Дом, в котором мы живём»
Музыка
Слушание
и исполнение песен о семье и её членах.
Физическое развитие
Создание условий для п./игр и
игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка
Подвижные игры, игровые упражнения
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна
Игра
«Бабушкино лукошко» (продукты, полезные
для здоровья)
Проблемная
ситуация «Почему папа заболел».
(вредные
для здоровья поступки и привычки людей)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Предметные картинки,
художественная литература по теме «Семья»
Центр сюжетно-ролевых игр
:
создание предметно-развивающей
среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Дом», «Магазин». «Больница»
Художественное творчество:
Материалы и инструменты для
рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Взаимодействие с семьёй
Консультация «Мама, папа, я –
счастливая семья или незабываемый выходной».
Создание альбомов «Моя семья»
Выставка семейных фотографий
«Как мы играем дома»
Выпуск стенгазеты к дню Матери.
Семейный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»
З. этап итоговый. Подведение
итогов. Проведение досуга «День матери».
Приложение №1
Конспект
занятия в средней группе «Моя семья»
Цель
:
Формировать у
детей понятие «семья», «члены семьи»; учить рассказывать и отвечать на вопросы
воспитателя о маме, папе, дедушке, бабушке, сестре, брате. Способствовать
развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Предварительная
работа
: беседа о семье в
нерегламентированное время,
рисование
дома для всей семьи, лепка посуды для всей семьи, рассматривание иллюстраций и
фотографий членов семьи, различных
сюжетов из жизни семьи, разучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре,
брате.
Ход
занятия
:
Воспитатель выставляет картину «Курица, петух и цыплята».
В.: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? (курочка,
петух и цыплятки)
В.: Вышла курочка - хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко!
-Ребята, а как вы думаете, кто
курица для цыплят? (мама)
-А кто петушок для цыплят?
(папа)
-А как вы думаете, у них дружная
семья?
-Как вы догадались? (они все
вместе, мама заботиться о цыплятах, папа защищает их от кошки, никто не
ссорится, не клюется)
-Ребята, курочка с цыплятами оставили нам
конверт, интересно, что там? (письмо).
Воспитатель вынимает из конверта силуэт дома, ставит на
фланелеграф.
В.: Какой красивый домик! Но в
этом домике еще никто не живет, и мы с
вами будем его заселять.
- Сейчас Оля нам расскажет
стихотворение, и вы сразу догадаетесь, кто первый поселится в этом доме. (
ребенок рассказывает стихотворение о маме и
ставит рядом с домиком изображение мамы).
В.: Ну, что, догадались? Вы
хотите, чтобы первой в этом доме жила мама? А кто хочет рассказать о своей
маме?
Ведется диалог по вопросам
воспитателя:
- как зовут маму?
-как мама ласково называет тебя?
А как ты маму?
- что мама делает, чтобы в доме
было чисто и уютно (убирает, стирает, готовит обед, моет посуду)
- а какая у тебя мама по
характеру? (добрая, ласковая, красивая, заботливая)
-ты любишь свою маму?
В.: Ребята, маме в домике скучно одной жить,
кого же мы поселим к ней? (папу)
Выходит ребенок, читает стихотворение про папу и ставит изображение папы на фланелеграф.
В.:Ребята, а кто хочет
рассказать про папу?
Ведется диалог по вопросам
воспитателя:
-Как зовут твоего папу?
-Как папа называет тебя ласково?
А как ты его?
- Что папа умеет делать и как он
помогает маме?
- Какой папа по характеру?
(сильный, умный, добрый, заботливый).
В.: Ребята, а кто для вас мама и
папа? (они – родители)
-Но у ваших родителей тоже есть
родители – ваши бабушки и дедушки, давайте их тоже поселим в домик.
Выходят дети, рассказывают стихи
о бабушке и дедушке и ставят на фланелеграф
их изображения.
В.:Но взрослым без детей скучно
жить в доме и мы поселим к ним сына и
дочку, они будут братом и сестрой.
Выходят дети, рассказывают стихи
о брате и сестре и ставят их изображение на фланелеграф.
В.: Вот какая дружная и большая
семья собралась в нашем доме, все вместе живут, заботятся друг о друге,
помогают друг другу во всех делах.
Ребенок читает стихотворение:
Мама с папой мне – родня.
Нет роднее родни у меня,
И сестренка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
В.: А еще у меня в конверте есть
семейные фотографии (
достает картинки с
сюжетами из жизни семьи) и наши дети могут рассказать об этих фотографиях.
Дети по очереди рассказывают, что изображено на
картинках:
1.на моей фотографии вся семья
готовит обед: мама варит суп, папа
чистит рыбу, бабушка и внучка накрывают
на стол.
- на моей фотографии вся семья убирает комнату: мама моет окно,
папа с сыном вешают картину на стену, дочка вытирает пыль с мебели.
- на моей фотографии семья отдыхает вечером: дедушка с внуком
читают сказки, внучка с бабушкой смотрят телевизор, папа читает газету,
мама накрывает стол к вечернему чаю.
-Молодцы, ребята, очень
интересно вы рассказали о семье. А теперь давайте поиграем. (
проводится пальчиковая игра «Семья»)
В.: Я знаю, что вы все любите
помогать своим родным, вот сейчас мы поиграем в игру «Кому, что нужно для
работы»
Воспитатель
выкладывает разные предметы быта:
спицы, моток шерсти, очки (для бабушки), молоток, клещи, пила (для папы),
кастрюля, сковорода, ложка (для мамы), клей, ножницы, бумага и небольшая старая
книжка (для дедушки)
Цель игры
:
каждый из 4-х детей собирает набор
предметов: для вязания – для бабушки,
для приготовления еды – для мамы, для ремонта стула – для папы, для ремонта
книги – для дедушки.
В.: Спасибо, ребята, очень
хорошо вы справились с заданием. Наше
занятие окончено.
Приложение №2
Стихи
про семью