Задачи воспитателя ГПД при организации групповой работы:
учить объяснять цели предстоящей работы;
учить самостоятельно добывать нужные знания;
учить критически осмысливать полученную информацию;
учить делать выводы и аргументировать их;
учить решать возникающие проблемы, используя добытые факты через средства массовой информатики;
Воспитатель ГПД выступает как организатор самостоятельной, познавательной исследовательской и творческой деятельности обучающихся.
Работая много лет с детьми начальных классов в группе продленного дня я часто использую групповую форму работы.
Совместно с обучающимися подбираю подходящие для работы в группах правила. Их должно быть немного.
Например:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говори спокойно и ясно; и только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего;
обращаться друг к другу по имени.
Во время групповой работы надо контролировать ход работы: отвечать на вопросы, регулировать порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным ребятам или группе в целом. Группы формируются с учетом индивидуальности каждого ребенка. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, с детьми разного темпа работы.
При оценке работы группы надо обязательно подчеркивать не только ученические, но и человеческие качества: доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, не надо давать школьникам, работавшим вместе, разных оценок.
Группы обущающихся могут различаться по следующим признакам:
типу работы;
темпу работы;
уровню сложности задания с учетом развития личности учащихся.
Первыми стараюсь выслушивать тех учащихся, которые были не уверенны в своих ответах, а после детей более способных и талантливых.
После продуктивной работы всегда стараюсь поощрять ту группу, которая работала в тесном сотрудничестве.
Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей.
Рефлексия проходит по двум направлениям:
ход исследования решения проблемы;
деятельность членов группы.
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других.
После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять, что вызвало те или иные чувства.
Использование таких приемов в работе мне помогло изменить отношение учащихся друг к другу. Мои дети стали активнее работать на уроках, наблюдалась взаимоподдержка в коллективе, оказывали помощь слабым обучающимся в работе.
Вывод:
Использование в ГПД формы групповой работы убедило меня в том, что возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во взаимоотношениях между детьми; исчезает безразличие; сплоченность группы резко возрастает.
Дети хотят учиться, хотят узнавать новое, учатся анализировать свою работу и работу одноклассников, определяют причины неудач и анализируют успехи, становятся более сплоченными и дружными.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Важно: время, практика, разбор ошибок. Это требует от воспитателя терпения и кропотливой работы.