Статья "Развитие коммуникативных навыков у детей при знакомстве учащихся с образцами мирового материального художественного творчества".
Для успешной коммуникации человеку необходимо правильно понимать других людей, грамотно и безошибочно считывать их эмоции и уметь адекватно реагировать на их проявление. Одной из важнейших задач в развитии личности ребёнка является развитие эмоционального интеллекта, который занимает всё более значительное место в жизни современного человека. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Задумываясь над смыслом произведения, ставя себя на место героев произведения, ребёнок учится понимать других.
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры, расширение кругозора и развитие визуальной культуры учащихся.
Чтобы стать полноценным членом современного общества человеку необходимо обладать определенным багажом знаний в различных областях, в том числе – области художественной культуры. Для этого необходимо развитие визуальной культуры, обучение «чтению» визуального текста, его смыслов и логических связей. Этот процесс связан с опытом познания пластических искусств (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, графического дизайна).
Обладая глазом, натренированным на «правильном» визуальном ряде, человек способен не просто «смотреть», но и анализировать образ на всех возможных уровнях и уметь производить отбор информации, отсекая лишнее из того бесконечного информационного потока, который окружает нас каждую минуту, задействуя воображение, постигать смысл произведения. А это уже помогает нам самостоятельно формировать собственную среду, делая свое бытие более осознанным, независимым, свободным. Здесь задача педагога – подобрать подходящий визуальный ряд, который максимально эффективно сможет помочь формированию визуальной культуры и общей эрудиции в области искусствоведения.
Развитие памяти, ассоциативного мышления
Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека. Ассоциативные связи полезны для решения различных задач.
Развитое ассоциативное мышление помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения, способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, его развитие в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Используя вспомогательные образы на основе наводящих вопросов, педагог может помочь ребёнку легче запомнить основные сведения о произведении. Так ребенок будет запоминать ключевые моменты, связанные с произведением – его название, автора, время создания, и главное – смысл. Таким образом, можно помочь ребёнку стать более компетентным в сфере искусства и одновременно – натренировать его ассоциативное мышление. Тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.
Развитие способности анализировать
Развитие аналитического мышления требуются нам для того, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения. Имея развитый аналитический ум, человеку доступны различные интеллектуальные операции, применяя которые, он может качественно улучшить свою жизнь и добиться жизненного успеха. Это и быстрое определение главного и второстепенного, и эффективное решение сложных профессиональных и жизненных задач, и умение планировать деятельность любого рода.
При работе с репродукциями произведений можно использовать следующий приём: через сбор данных (исторические факты, даты, информацию о личности художника или изображенного объекта) – искать логические связи для поиска ответа на вопрос. Например, при знакомстве с Колизеем в Риме, мы говорим о том, зачем его построили, кто такие гладиаторы, почему представления в Колизее были так успешны. Педагог задает вопрос детям: а почему Колизей имеет именно такую
форму? И почему ряды, где сидят зрители, располагаются именно таким образом? Дети рассуждают вместе с педагогом во время беседы. А затем сами приходят к выводу, что
форма Колизея обусловлена необходимостью вместить как можно больше зрителей и рассадить их так, чтобы всем
было хорошо видно (ряды
снизу-вверх) и слышно (замкнутая форма амфитеатра); а сенаторы и знать
сидели ниже, так как эти места позволяют лучше рассмотреть представление.Осваивая художественную культуру как форму материального выражения в пространственных формах духовных ценностей через знакомство с репродукциями произведений искусства, ребёнку становится интересна тема произведения, и зачастую – личность автора, художника. Через личную заинтересованность в затронутой теме, у учащихся развивается уважение к истории культуры человечества, попутно происходит расширение кругозора и развитие визуальной культуры детей.