ЕГЭ 12: правописание - Мария Михайловна Шмидт
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Мария Михайловна Шмидт


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Мария Михайловна Шмидт / Блог / ЕГЭ 12: правописание


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


07 февраля 2021, 17:39, автор - хозяйка блога
Мария Михайловна Шмидт

ЕГЭ 12: правописание

ЕГЭ 12: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

 

Окончания глагола и суффиксы причастия В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ

ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО СПРЯЖЕНИЮ

если глагол на -ить, то – II спр. 

- мысл ить II спр.

если все остальное (-оть,-ать,-еть..), то – I спр.

- бор оться – I спр.

Окончания определяем в зависимости от спр:

во  II спр все на гласные  -и-, -а-/-я                  |  в I спр все на гласные -е-, -у-/-ю                   

 

Бороться – I => борЕШЬся, борЕТся, борЮТся

Мыслить – II => мыслИШЬ, мыслИТ, мыслЯТ.

 

Алгоритм действий:

1. Определяем глагол, от которого образовано причастие.

2. Ставим его в инфинитив, определяем спряжение.

 

бор Ю щийся? – бороться – I спр. =>ЮЩ

мыслЮ/ Ящий? – мыслить – II спр. => ЯЩ

Слова со сложными инфинитивами:

СеЯть, веЯть, таЯть лаЯть,

блеЯть, реЯть, чуЯть, хаЯть,

чаЯть, лелеЯть, кашлЯть             I спр.

каЯться, маЯться, надеЯться

 

Но: клеИть II спр­.

Исключения:

Гнать, держать, терпеть, обидеть,

Видеть, слышать, ненавидеть,          

И зависеть, и вертеть,                             II спр

И еще дышать, смотреть.

 

Брить, стелить, зиждиться – I спр.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1) слово движ Имый образовано не от двигать ( I спр), а от старинного ДВИЖ ИТИ ( II спр ) => ИМ

2) Не меняем вид слова: слово "расчищ енный" (СВ) проверяем словом "расчистить" (СВ), а не "расчищать" (НСВ)

3) сложные слова: выздороветь, столяр те шет (от тесать), мел ешь муку (от молоть), опротиве ет (от опротиветь), измучившийся (от измучиться) …

4) в словах ГЛЯДЕТЬ, СОПЕТЬ, ТАРАХТЕТЬ, КРЯХТЕТЬ и др. окончания под ударением, поэтому здесь мы спр не определяем: ты глядИшь, он глядИт (но! приставка вы- перетягивает ударение на себя, поэтому ее надо отбросить, чтобы не сделать ошибку: вылет ет или вылет ит - убираем вы- : летит => вылетит  )

5) не путаем вид таких глаголов, как:

выгонять НСВ – это I спр             |   выгнать СВ – II спр, это искл.

просматривать НСВ – это I спр    просмотреть СВ – II спр, это искл.

6) не путаем изъявительное и повелительное наклонение (в котором всегда -и-):

- когда вышл ете письмо, сообщите | вышл ите письма скорее!

7) приставка не меняет спряжение: гнать – II спр (гонИМ, гонЯТ), выгнать – тоже II спр (выгонИМ, выгонЯТ).

8) разноспрягаемые глаголы: хотеть (хоч ет, хот им), бежать, чтить (чт ут, чт ят), брезжить (брезж ит, брезж ут).

 

 

Окончания глаголов и суф. причастий В ПРОШЕДШЕМ времени + суффиксы деепричастий

ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ  ПО ГЛАСНОЙ  ПЕРЕД   –ТЬ:

у глаголов гласная перед -л

у причастий гласная перед -нн/-н, -вш/-ш

у деепричастий перед - в/-вши

кашл ял, тк кашл Ять

снег та ял, тк та Ять

мысл ил, тк мысл Ить

ненавил ел, тк ненавид Еть

раста явший, тк та Ять

посе янный, тк се Ять

 

НО!!! в страдательных причастиях  И => в Е:

мыслЕнный, тк мыслИть

увид ев, тк увид Еть

разгляд ев, тк разгляд Еть,

выполн ив, тк выполн Ить

 

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Слова обезлесЕ/Ить, обезводЕ/Ить, обессилЕ/Ить:

САМ – Е: обессилЕть от жажды; он обессилЕл от жажды, человек; обессилЕвший от жажды

КОГО-ТО – И: обессилИть врага; он обессилИл врага; воин, обессилИвший врага

Помните про слова типа:

Выкачать нефть – выкачанная нефть  |  пристрелить кабана – пристреленный кабан

Выкатить бочку – выкаченная бочка  | пристрелять ружье – пристрелянное ружье

В них важно правильно подобрать инфинитив!

 



Тэги: егэ задание 12, Правописание глаголов, правописание причастий



ОБСУЖДЕНИЕ


Елена Вячеславовна Деревнина2021-02-07 23:26:03 - Елена Вячеславовна Деревнина
Важная информация
Мария Михайловна Шмидт2021-02-07 23:39:22 - Мария Михайловна Шмидт
Спасибо! Я как-то плохо опубликовала, но прикрепила файл с этим материалом, там все удобнее. Заглядывайте И-)
Елена Вячеславовна Деревнина2021-02-11 09:32:22 - Елена Вячеславовна Деревнина
Обязательно)

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Тарабарщина какая-то в названии... Разве нельзя было исправить свои опечатки???
Хороший ответ. Светлана Рагозина В колхозе том, что на окраине села, Трудилось лошадей, коров, свиней немало. Одна лошадка очень умная была, Всегда во всём стремилась к идеалу. Была готова помогать другим, Всегда на помощь с радостью скакала. Ну а когда задача трудная была, То день и ночь в полях она пахала. Могла одна работать за двоих, За то в колхозе том лошадку так любили: На шею ей повесили медаль И грамоту почётную вручили. Но сено прошлогоднее жевать Лошадке, тем не менее, приходилось. И стала вдруг лошадка понимать, Что в качестве скотинки лишь ценилась. И председателем колхоза ей не быть, Пусть даже за троих пахать лошадка станет. И молвила лошадка: Ухожу! Я ускачу отсюда, лишь рассвет настанет! Поняв, что собралась лошадка ускакать, Колхоз весь так расстроился, конечно. Но все давно уж стали понимать, Что не трудиться ей в колхозе вечно. А раз уходит лошадь всё равно, И потому искать замену надо срочно, Сказал ей председатель: Что ж, пока! Скачи-ка прочь быстрее, можно даже ночью! Вот такова вся благодарность за труды И за здоровье лошади, что отдала колхозу. Ну а мораль сей басни такова: Без фанатизма. Даже напоследок не подарят розы. P.S. Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала. Автор неизвестен
Меня сегодня мой ученик, которого я готовлю к ОГЭ, спросил: `А почему нас в школе не учат так, как Вы учите.?` Отвечаю, что, когда я работала в школе, то учила своих учеников точно так же , как сейчас работаю с ним. Что же такое происходит в школе сейчас, если она не хочет научить даже тех, кто хочет учиться??? А вчера мама моей питерской ученицы пожаловалась, что дети сейчас учатся в школе ЗАОЧНО, готовятся с репетиторами и в школе постоянно что-то сдают, а обучение `просто нулевое`. Учитель математики ушла из школы и уроки замещают разные учителя. И ЭТО происходит не в глухомани, а в культурной столице. И школа не самая простая, а лицей. Правнук у меня учится в 6 классе московской школы. Занимаюсь с ним опережающим обучением по программе углублённой математики за 7 класс. Сказать, что он у меня супер-ученик, не могу - самый обычный школяр. Сегодня похвастался, что `у нас в классе среди пацанов только один хороший ученик, да и то это я`.))) Горюет, что класс собираются расформировать - слишком гиперактивные ребята, с которыми невозможно работать. И тоже постоянная смена учителей.
Знаю, помню и надеюсь, что постепенно без большой крови и великих потерь мы снова станем великой страной. Если каждый на своём месте будет работать на её благо, а не плакать о её былом величии. И ничего при этом не делать.
Жизнь всех подмяла
Спасибо за все материалы.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/