Мурад Любовь
Геннадьевна
Государственное
бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение (VII вида) № 480
Кировского района, г. Санкт-Петербург, Россия
Проектная
деятельность как инструмент формирования УУД
на уроках
русского языка и литературы
Логические
линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности
учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в
федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Значимость
развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей,
формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков,
опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также
подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего
образования». Очень важно, чтобы система обучения изменилась уже в начальной
школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его
мировоззрение, желание учиться. Нельзя не учитывать и тот факт, что часто
обучающиеся не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых
знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной
материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания
школы, то есть через несколько лет.
Задача
учителя в средней школе - использовать
в педагогической деятельности такие методы и приемы работы, которые способны
повысить мотивацию ребенка, создать условия для успешной деятельности,
формировать умение учиться.
Ученическое
проектирование становится популярной формой организации творческой активности
учащихся, соответствующей требованиям ФГОС. В пользу его применения педагоги
находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое
проектирование получает известность как универсальное средство решения
различных проблем образования. Проектная деятельность - исследовательская
совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную
проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией результатов.
Актуальным в
педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые
формируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора
необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам
и приемам могут быть отнесены проектные технологии.
Проектная
деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму.
Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки. Интересная работа, какой
является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных
процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими
технологиями, что особенно актуально в коррекционной школе
VII
вида.
Материал данной
статьи рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации при
внедрении технологии проектного обучения. Проектируем – значит, сознательно
движемся к изменениям. Новые формы работы повышают мотивацию обучения, вовлекают
учеников в активное самостоятельное познание.
Конечно, прежде
чем браться за реализацию этого метода, надо взвесить свои знания по данному
вопросу. Необходимо изучить нужные методические разработки, четко понять цели и
задачи этой работы, убедить ребят, что знания и умения остаются у человека
тогда, когда он учится с интересом. Перегрузки не будет, если тема проекта
доступна и личностно значима.
Начинаем с того,
что определяем: что такое проект? Не одно ли это то же, что и реферат? Приходим к выводу, что
если реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи, то проект –
предмет информационного поиска, аналитической работы, содержит выводы,
обобщения.
Для успешной
работы всегда продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки
выполнения, источники информации, то есть методика работы над проектом включает
этапы планирования, аналитический этап, этап обобщения и презентация.
Проекты
используем различные: индивидуальные и групповые, творческие и
исследовательские, межпредметные и монопредметные; краткосрочные и
долгосрочные, итоговые и текущие, связанные с изучением какой-то темы.
Естественно, самый сложный момент – организация исследовательской деятельности.
Какова наша
роль, роль учителей? Главное – это
удержаться от прямых подсказок, создать условия для активной деятельности,
научить прослеживать связи между событиями и явлениями.
Подробно
консультируем на подготовительно этапе, когда определяем тему, её конкретизируем,
уточняем жанр, подбираем список необходимой литературы и то, в какой форме
будет представлен проект. Знакомим ребят с ранее написанными проектами, что
рождает чувство уверенности в своих силах. Работу над проектами осуществляем давно и рады, что сейчас об этом
заговорили, как о чем-то важном.
В последние два
года работаем с учениками с ОВЗ над проектами постоянно, ибо понимаем,
что это формирует базовые компетентности, обеспечивающие языковую, компьютерную
и информационную грамотность. Тематика проектов определяется их практической
значимостью: «Представляю существительное», «Страна Глаголия», «Для чего нужны
прилагательные?», «Знакомьтесь, причастие», «Заимствования в русском языке.
Хорошо это или плохо?».
В течение 2
четверти прошлого учебного года ученики 7 класса работали над проектом
«Энциклопедия слова» («каракули», «карачки», «лихва», «золотник», «лямка»).
Актуальность проекта заключается в том, что наш язык - это язык слов. С помощью
слова человеческое мышление связывается
с объективной действительностью,
так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о
нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или
сочетанием слов. В настоящее время современное поколение детей всё меньше
проявляет интерес к родному языку. На
фоне развития информационных технологий
пропадает интерес к чтению, снижается культура речи. Данный проект позволил
обратить внимание ребёнка на красоту слова, его неповторимость, историю.
Появляется возможность расширить свой словарный запас, открыть для себя много
нового.
Цели проекта:
• Образовательная:
рассмотреть
слова «каракули», «карачки», «лихва», «золотник», «лямка» с различных сторон,
узнать их происхождение, значение, примеры использования в речи;
• Развивающая:
развитие
познавательно поисковой деятельности;
развитие
поисковых умений;
формирование
презентационных умений;
• Воспитательная:
воспитание любви
к родному языку и культуре речи.
Задачи проекта:
• Работать над обогащением словаря
учащихся
• Работать над связыванием
грамматического и речевого аспекта обучения
• Реализация коммуникативного подхода в обучении
родному языку
• Обогащение социально-нравственного
опыта, восприятие окружающего мира
Предполагаемые результаты проекта
: правильное и осознанное употребление детьми
слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями словарной статьи; вовлечение родителей в
поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку и
культуре речи
Был предложен
следующий план: лексическое значение слова, этимология слова, фонетические
изменения (если они есть), слова-родственники, синонимы, антонимы, слово во
фразеологических оборотах, слово в русском фольклоре (в пословицах и
поговорках, загадках, легендах, народных сказках, играх, песнях), слово в
названиях произведений литературы, слово в названиях картин художников, слово в
названиях художественных и документальных фильмов, слово в собственных рисунках
и стихах. Проекты были выполнены как в бумажном, так и в электронном вариантах.
Последний этап этой творческой работы – публичная защита. Члены жюри – ученики
7 класса, заместитель директора, ведущий учитель. Оценивались грамотность
представленных результатов, научность, логичность, умение вести дискуссию. Над
этими проектами ученики работали в течение двух месяцев, и в основе их лежали
глубокие изыскания. Данный масштабный проект был отмечен на всероссийском
конкурсе «Величие родного слова» дипломом 2 степени в номинации «Методика
проведения внеклассных мероприятий, посвященных русскому языку и литературе».
В рамках
повторения изученного по разделу: «Лексика» успешно реализован проект “Такие
разные слова”
Цель:
познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Задачи: на
уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии
слов в русском языке; познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами,
паронимами, неизменяемыми словами; развивать грамматические умения и
способствовать формированию готовности к школьному обучению; развивать
экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим
темам.
Участники
проекта: обучающиеся 6 класса, родители.
Тип проекта:
исследовательско-творческий, долгосрочный.
Этапы проекта:
“Упрямые слова”
(неизменяемые существительные).
“Слова наоборот”
(антонимы).
“Слова друзья”
(синонимы).
“Слова близнецы”
(паронимы).
Предполагаемые
результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных
категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей;
вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей
интереса к родному языку.
Словарик
"Упрямых слов". Странички словаря дети делают вместе с родителями. В
дальнейшем его можно использовать с детьми на занятиях, при подготовке к декаде
русского языка и литературы. Например,
сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо...пять эскимо". Ребенок
замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать
за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно, что,
безусловно, вызывает интерес к языковым явлениям. Работая над проектами, мы
формируем разные УУД.
Регулятивные УУД
формируются на этапах: нахождения проблемы, выдвижения гипотезы,
постановки цели.
Познавательные
УУД формируются на этапах:подбора литературы по заданной теме;работы с
литературой; посещения музея; поиска материалов в Интернете;
Коммуникативные
УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и
анкетирования.
Личностные УУД
формируются в процессе работы на этапе презентации.
Особого внимания
в школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита)
проекта. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда
учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Кроме того, иногда целесообразно
попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте,
с 6 класса обучающиеся сопровождают защиту презентацией, выполненной совместно
с педагогом, а иногда и самостоятельно. Применение метода проектов,
способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного
общества:
• принятия самостоятельных решений;
• умение ставить задачи и задавать
вопросы;
• поиск нестандартных, оригинальных
решений;
• способность привлечь, заинтересовать
выбранной темой окружающих;
• раскрытие индивидуального потенциала.
В настоящее время защищены проекты «Моя
родословная» (8 классы), куратор Мурад Л.Г., «Наши любимые басни» (6 классы),
«Что в имени тебе моём», (6 классы) Корейс Е.Г., «Лицейские друзья Пушкина» (9
классы), «Такие разные слова» (6 классы)- Бунегина Н.Г..
В заключение
важно подчеркнуть, что использование
метода проектов помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС
нового поколения, системно формировать у учащихся УУД, на практике использовать
межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых выполнять
диагностику достижения планируемых результатов учащихся, тем самым осуществляя
личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.
Литература:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.
Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию
курса: /Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара, 2006.
2. Новожилова
М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к
открытию:/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 2-е изд. – М.: 5 за
знания, 2008.
3. Романовская
М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие:/М.Б. Романовская.
– М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
4. Русский язык.
6-11 классы: проектная деятельность учащихся:/сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград
Тэги:
проекты,
русский язык,
технологии