Проектная деятельность как инструмент формирования УУД - Любовь Геннадьевна Мурад
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Любовь Геннадьевна Мурад


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Любовь Геннадьевна Мурад / Блог / Проектная деятельность как инструмент формирования УУД


ЗАПИСЬ #8

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


14 апреля 2015, 17:27, автор - хозяйка блога
Любовь Геннадьевна Мурад

Проектная деятельность как инструмент формирования УУД

Мурад Любовь Геннадьевна

Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение (VII вида) № 480 Кировского района, г. Санкт-Петербург, Россия

 

Проектная деятельность как инструмент формирования УУД

на уроках русского языка и литературы

 

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования». Очень важно, чтобы система обучения изменилась уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Нельзя не учитывать и тот факт, что часто обучающиеся не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Задача учителя   в средней школе - использовать в педагогической деятельности такие методы и приемы работы, которые способны повысить мотивацию ребенка, создать условия для успешной деятельности, формировать умение учиться.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся, соответствующей требованиям ФГОС. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования. Проектная деятельность - исследовательская совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных  действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями, что особенно актуально в коррекционной школе VII вида.

Материал данной статьи рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации при внедрении технологии проектного обучения. Проектируем – значит, сознательно движемся к изменениям. Новые формы работы повышают мотивацию обучения, вовлекают учеников в активное самостоятельное познание.

Конечно, прежде чем браться за реализацию этого метода, надо взвесить свои знания по данному вопросу. Необходимо изучить нужные методические разработки, четко понять цели и задачи этой работы, убедить ребят, что знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом. Перегрузки не будет, если тема проекта доступна и личностно значима.

Начинаем с того, что определяем: что такое проект? Не одно ли это   то же, что и реферат? Приходим к выводу, что если реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи, то проект – предмет информационного поиска, аналитической работы, содержит выводы, обобщения.

Для успешной работы всегда продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, то есть методика работы над проектом включает этапы планирования, аналитический этап, этап обобщения и презентация.

Проекты используем различные: индивидуальные и групповые, творческие и исследовательские, межпредметные и монопредметные; краткосрочные и долгосрочные, итоговые и текущие, связанные с изучением какой-то темы. Естественно, самый сложный момент – организация исследовательской деятельности.

Какова наша роль, роль учителей?  Главное – это удержаться от прямых подсказок, создать условия для активной деятельности, научить прослеживать связи между событиями и явлениями.

Подробно консультируем на подготовительно этапе, когда определяем тему, её   конкретизируем, уточняем жанр, подбираем список необходимой литературы и то, в какой форме будет представлен проект. Знакомим ребят с ранее написанными проектами, что рождает чувство уверенности в своих силах. Работу над проектами   осуществляем давно и рады, что сейчас об этом заговорили, как о чем-то важном.

В последние два года работаем с учениками   с ОВЗ над проектами постоянно, ибо понимаем, что это формирует базовые компетентности, обеспечивающие языковую, компьютерную и информационную грамотность. Тематика проектов определяется их практической значимостью: «Представляю существительное», «Страна Глаголия», «Для чего нужны прилагательные?», «Знакомьтесь, причастие», «Заимствования в русском языке. Хорошо это или плохо?».

В течение 2 четверти прошлого учебного года ученики 7 класса работали над проектом «Энциклопедия слова» («каракули», «карачки», «лихва», «золотник», «лямка»). Актуальность проекта заключается в том, что наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается  с  объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов. В настоящее время современное поколение детей всё меньше проявляет интерес к родному языку.  На фоне   развития информационных технологий пропадает интерес к чтению, снижается культура речи. Данный проект позволил обратить внимание ребёнка на красоту слова, его неповторимость, историю. Появляется возможность расширить свой словарный запас, открыть для себя много нового.

Цели проекта:

•          Образовательная:

рассмотреть слова «каракули», «карачки», «лихва», «золотник», «лямка» с различных сторон, узнать их происхождение, значение, примеры использования в речи;

•          Развивающая:

развитие познавательно   поисковой деятельности;

развитие поисковых умений;

формирование презентационных умений;

•          Воспитательная:

воспитание любви к родному языку и культуре речи.

 Задачи проекта:

•          Работать над обогащением словаря учащихся

•          Работать над связыванием грамматического и речевого аспекта обучения

•          Реализация коммуникативного подхода в обучении родному языку

•          Обогащение социально-нравственного опыта, восприятие окружающего мира

Предполагаемые результаты проекта :   правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями  словарной статьи; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку и культуре речи

Был предложен следующий план: лексическое значение слова, этимология слова, фонетические изменения (если они есть), слова-родственники, синонимы, антонимы, слово во фразеологических оборотах, слово в русском фольклоре (в пословицах и поговорках, загадках, легендах, народных сказках, играх, песнях), слово в названиях произведений литературы, слово в названиях картин художников, слово в названиях художественных и документальных фильмов, слово в собственных рисунках и стихах. Проекты были выполнены как в бумажном, так и в электронном вариантах. Последний этап этой творческой работы – публичная защита. Члены жюри – ученики 7 класса, заместитель директора, ведущий учитель. Оценивались грамотность представленных результатов, научность, логичность, умение вести дискуссию. Над этими проектами ученики работали в течение двух месяцев, и в основе их лежали глубокие изыскания. Данный масштабный проект был отмечен на всероссийском конкурсе «Величие родного слова» дипломом 2 степени в номинации «Методика проведения внеклассных мероприятий, посвященных русскому языку и литературе».

В рамках повторения изученного по разделу: «Лексика» успешно реализован проект “Такие разные слова”

Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Задачи: на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке; познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами; развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению; развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

Участники проекта: обучающиеся 6 класса, родители.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Этапы проекта:

“Упрямые слова” (неизменяемые существительные).

“Слова наоборот” (антонимы).

“Слова друзья” (синонимы).

“Слова близнецы” (паронимы).

Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.

Словарик "Упрямых слов". Странички словаря дети делают вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать с детьми на занятиях, при подготовке к декаде русского языка и литературы.  Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо...пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно, что, безусловно, вызывает интерес к языковым явлениям. Работая над проектами, мы формируем разные УУД.

Регулятивные УУД формируются на этапах: нахождения проблемы, выдвижения гипотезы,

постановки цели.

Познавательные УУД формируются на этапах:подбора литературы по заданной теме;работы с литературой; посещения музея; поиска материалов в Интернете;

Коммуникативные УУД формируются в процессе проектной деятельности на этапах опроса и анкетирования.

Личностные УУД формируются в процессе работы на этапе презентации.

Особого внимания в школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте, с 6 класса обучающиеся сопровождают защиту презентацией, выполненной совместно с педагогом, а иногда и самостоятельно. Применение метода проектов, способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

•         принятия самостоятельных решений;

•         умение ставить задачи и задавать вопросы;

•         поиск нестандартных, оригинальных решений;

•         способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

•         раскрытие индивидуального потенциала.

 В настоящее время защищены проекты «Моя родословная» (8 классы), куратор Мурад Л.Г., «Наши любимые басни» (6 классы), «Что в имени тебе моём», (6 классы) Корейс Е.Г., «Лицейские друзья Пушкина» (9 классы), «Такие разные слова» (6 классы)- Бунегина Н.Г..

В заключение важно подчеркнуть, что использование  метода проектов помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС нового поколения, системно формировать у учащихся УУД, на практике использовать межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащихся, тем самым осуществляя личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.

Литература:

 1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса: /Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара, 2006.

2. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию:/М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.

3. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Методическое пособие:/М.Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

4. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся:/сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград



Тэги: проекты, русский язык, технологии



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Отлично! Отлично!
Валентина Васильевна, огромное спасибо за ощущение тёплой ностальгии. Как Вы верно всё описали, как будто вернули душу в те прекрасные времена. Сейчас многие пытаются за нас решить, как мы себя тогда чувствовали, как и чем жили, Радость и патриотизм были естественным движением сердец. Было ли зло? БезусловноБыли ли трудности? Ещё какие! Но только по сравнению с тем, что наш народ пережил во время войны, это были решаемые проблемы. Я всегда не понимаю, почему при сравнении нашей страны с США этот факт упускается, а ведь это важный ключевой момент Они ведь даже за помощь свою нам содрали всё до копеечки, а наша страна за короткий по историческим меркам срок, практически сравнялась с ними по мощи и положению в мире Память всё ещё хранит очень многое из детства и бутерброды в школу с маслом, посыпанным сахаром (до сих пор не могу понять, почему масло не растапливалось до перемены, загадка!), и чернильные пятна в портфеле из непроливашек и смерть Сталина, когда все учителя рыдали, а нас отпустили домой, и мы ходили на шоссе, посмотреть, как остановятся и начнут гудеть все машины и много чего ещё Храню все свои дневники с первого класса по 7-ой с одной циферкой почти сплошь 5-ки. А потом техникум. Уже с группой хождение на первомайские демонстрации. Однажды попали под жуткий ливень, разулись и счастливые до нельзя скакали до метро Новокузнецкая И пели, пели все, не считаясь с отсутствием голоса. И песни какие были! А ведь песни это история страны. Песни 20-30-х, военные, лирические послевоенные Я тут где-то писал о песне Москва майская - это была культовая майская песня, хотя изначально писалась, как песня о Москве. В общем, была страна, аналогов которой не было в истории, и пусть злятся и пытаются путать карты злопыхатели, это мы, а не они жили в то время, нам и судить.Спасибо, ещё раз, Валентина Васильевна. Ну а по поводу работы на май - это дело каждого, иной и в будни то не шибко расположен трудом себя радовать, потому как он, труд, ему не в радость, потому как с большим удовольствием несёт пургу за столом, чем, скажем, бревно на субботнике...)))
Спасибо! Нашла только на вашей страничке.
g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/