Сказкотерапия как метод восстановления психоэмоционального равновесия и
воспитания
Эмоциональная нестабильность, тревожность, страх и агрессия ребенка могут
быть вызваны различными факторами, начиная от отрицательной атмосферы дома и
заканчивая каким-то незначительным с точки зрения взрослых событием. Более
того, дети еще не совсем способны распознавать эмоции других и корректировать
свое поведение в соответствии с ними. Поэтому поведение дошкольников часто
отличается вспыльчивостью и обидчивостью. Нотации и наказания со стороны
учителей или родителей не всегда помогают исправить ситуацию. Здесь на помощь
приходит сказка.
Сказка
— один из самых древних педагогических способов
передачи знаний и воспитания подрастающего поколения. Она влияет на
сознательные и бессознательные стороны личности, способствует духовному,
социальному и эмоциональному развитию, учит отзывчивости, умению сопереживать,
отличать добро от зла, развивает фантазию. Кроме этого, она забавляет и
отвлекает от проблем, позволяя эмоционально разрядиться.
Сказкотерапия
— это психологический и
педагогический метод коррекции эмоционального состояния при помощи фольклорных
произведений. Ее использование в детском саду весьма эффективно, поскольку дети
восприимчивы к увлекательным сюжетам.
Применение сказкотерапии очень удобно. Такая форма познания все еще близка
в силу возрастных особенностей.
В сказкотерапии используют различные
виды сказок
:
·
Медитативные;
·
дидактические;
·
психокоррекционные;
·
художественные;
·
психотерапевтические.
В дидактических сказках абстрактные предметы и понятия помещаются в
сказочную ситуацию, что повышает заинтересованность и вовлеченность детей в
образовательный процесс.
Художественные тексты
в сказкотерапии — это народные и
авторские сказки, мифы, легенды и былины. Они формируют у ребенка понимание
добра и зла, дружбы, любви и ответственности. Дети не просто слушают рассказ, а
«проживают» его, отождествляя себя с героями. Именно поэтому сказка имеет
большую силу, чем нравоучения.
Работая с конкретной проблемой ребенка, можно выбрать произведение, в
котором присутствует подобная ситуация. Малышу, который ведет себя, как жадина,
предложите «Сказку о рыбаке и рыбке», врунишке — притчу о мальчике и волках.
Психокоррекционные
сказки схожи с художественными,
однако более узконаправлены. Их используют в основном для исправления
определенных черт характера — неопрятности, агрессивности, застенчивости. Для
этого подбирается или сочиняется произведение, в котором герой похож на
ребенка. Когда персонаж ищет пути решения возникшей проблемы, это же
проделывает малыш. Ему предлагается иная модель поведения, альтернативный выход
из положения.
Психотерапевтические
сказки применяются в основном для
лечения взрослых. Они создаются в процессе работы с психотерапевтом, нередко
заканчиваются «открытым финалом» и оставляют человека с вопросами наедине. Их
осмысление способствует личностному развитию. Может применяться в старших
классах.
Медитативные
сказки отличаются отсутствие
конфликта и противостоящих друг другу героев. В основном это сказки-путешествие,
которые актуализируют приятные образы, ощущения и помогают расслабиться.