Сенсорное развитие ребёнка
Сенсорное
развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в
пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем
дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для
совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Именно сенсорное развитие:
• Обеспечивает усвоение сенсорных
эталонов
• Готовит к реальной жизни
• Позитивно влияет на эстетическое
чувство
• Развивает память, внимание, мышление,
слух
• Влияет на развитие зрительной,
слуховой, моторной, образной и др видов деятельности
• Развивает наблюдательность.
С
восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Возраст
младшего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Таким
образом, актуальность проблемы исследования заключается в том. что познание
окружающего мира начинается с "живого" созерцания, с ощущения (отражения
свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии
на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений
окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). хотя известно,
развитие ощущений и восприятий создаст необходимые предпосылки для
возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти,
воображения, мышления).
В
истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного
воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с
многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и
предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства:
живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными
признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже
без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если
усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со
стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь
ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период
дошкольного детства.
Исследования, проведенные психологами,
показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе
начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной
точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании
букв, построении рисунка, орфографической неточности. Готовность ребенка к школьному
обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. В настоящее
время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии ребенка, которое
предусматривает формирование всесторонне развитой личности.
Научно
обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего
дошкольного возраста во все виды детской деятельности (Т.Н. Доронова, Т.С.
Комарова, Л.И. Плаксина, и др.). Сенсорное воспитание включается в деятельность
дошкольников с учетом возраста детей и уровня их развития, вида деятельности,
основных закономерностей и особенностей развития сенсорных способностей у
детей.