6. Светоносная Триглава
(Перун, Даждьбог,
Световид и другие)
Первый раздел «Каменной сказки» представляет
читателям уникальные скульптуры Красного холма из устья Красивой Мечи, которые
соответствуют их словесным портретам в языческих мифах.
Тройка богов Сварог, Перун и Световид
называлась Триглава и особо почиталась.
Сварог – бог неба, отец Света, сведений о
котором до нас дошло мало. Сварожич – огонь небесный. С ним связан его помощник
бог ветров Стрибог, а его сын Даждьбог отождествляется с Хорсом или с Солнцем.
Сварог – старший бог Триглавы. В «Велесовой
Книге» приведена речь – поучение Сварога:
«Сотворены вы
из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы – сыны творца и будете как
дети мои, и Дажьбог будет отцом вашим. И вы должны его слушаться, и он вам
скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать и как говорить, и что творить. И
вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и растопчете роды иные,
которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса – повозки без коней, и
делают разные чудеса без кудесников. И тогда, всякий из вас будет ходить словно
кудесник, и пропитание для воинов будет создаваться с помощью заклятий. Но
воины станут рабами дани и золотых монет, и за монеты захотите продаться
врагам».
Писано тысячу лет назад, но уж больно похоже
на дела современников, продавшихся врагам за монеты, которые в повозках без
коней несутся в пропасть.
О четырёхликом Световиде из Красного Буерака, властителе верхней
полусферы мира, рассказано в предыдущей, в 5-й главе - «Открытие статуи
Световида» user/NikolaiSkuratov/blog/585900/
Даждьбог (он же Дажбог)– божество
благородное, податель всех благ земных, неиссякаемый источник богатства,
счастья, благополучия. Обращались к нему только с молитвами, и просили милости.
Даждьбог. Скульптурный портрет на Чаше с плодами
Просили и выпросили. Сам Дажбог принёс в
святилище посудину, наполненную земными плодами. Доброе пухленькое лицо
благодателя смотрит на запад, лучится добротой и приглашает славян отведать
арбузы и дыни, яблоки и сливы, мелочь всякую, похожую на вишни. Плоды
представлены на скульптуре букетом в форме чаши с дарами. Это её, Полную Чашу,
принял я поначалу за панцирь гигантской черепахи. Зря, что ли, в народе живёт
понятие достатка? Лежит себе спокойно в самом начале Красного Буерака огромный
шишковатый валун диаметром до трёх метров и толщиной до одного, и красуется,
удивляя людей вечными каменными плодами!
В комплекте персонажей, заявленных Андреем Кайсаровым в брошюре «Древние
мифы славян»,
чаша
с плодами,
символическая
чаша с дарами
означает обильную
земную жизнь.
Если этого мало, то примите ещё одну чашу – тарелку или Хлебницу,
наполненную каменными ломтями хлеба, как символ гостеприимства. Ту, к которой
прислонился Велес в образе лохматого мамонта. В этом сказочном царстве сразу не
разберешься: кто есть, кто? При первом взгляде, кажется, что торчит из-под
земли странный хребет дракона, покрытый панцирями, а при более пристальном
рассмотрении, эта же песчаниковая глыба несёт Лунницу.
Перун – грозное воинственное славянское
божество, наиболее известный нам из всего пантеона. У Перуна была огромная
свита из родственников и помощников: Гром, Молния или Маланьица, Град, Дождь,
Русалки и Водяные, ветры-сыновья, которых четыре, по сторонам света: Сиверко,
Полудённик, Утренник и Вечерник. Отсюда четвёртый день Перуна – четверг (чистый
четверг, после дождичка четверг). Перуну служат богатыри: Святогор, Валигора,
Дубодёр, Горыня – его исполинский спутник, который выворачивает камни, валит
деревья, и ещё множество других, среди которых боги сезонной смерти природы:
Вий, Кащей, Мара, змеи. Он почитался производителем всех воздушных явлений.
Рука его управляла громом и молниями. Это было ужасное громомечущее божество,
судья и палач в беззаконных и безнравственных поступках. Он был провозвестником
всего ужасного в природе, имеющее отношение к человеку. Исполнитель его воли Соловей-разбойник
– ураганный ветер.
Двуликая статуя Перуна представлена в Красном
Буераке в поверженной на правый бок позе. Его второе лицо скомбинировано из
элементов отрубленной головы Змея-Горыныча и выглядит нахмуренным, как
ненастное небо. Исполинский помощник Горыня лежит неподалёку и наблюдает за
небом. В части служения Перуну, наш вездесущий Световид может сойти за
Соловья-разбойника. Здесь невозможно определиться во мнении, и каждый новый посетитель
видит свою компанию персонажей и составляет версию, которая ему приходит в
голову. Картины меняются с течением времени суток, по положению солнца, по
погоде, по временам года. Эти параметры нашли отражение во множестве вариантов
мифов и сказок, которые растеклись по Донскому торговому пути.
Наиболее известные истуканы Перуна стояли в
Киеве и в Великом Новгороде. Стан киевского Перуна был вырезан из дерева,
голова вылита из серебра, а уши и усы выкованы из золота, ноги из железа. В
руке он держал камень похожий на молнию, на котором укреплены рубины и
карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, поддерживаемый дубовыми дровами
(аналог современного вечного огня), за небрежение которого, жрец наказывался
смертью – сожжением от имени божества. Он считался владыкою между богами. Ему
приносили животных, а если нечего было жертвовать, то наиболее суеверные
сбривали волосы и бороду, которые тоже дарили. Ему посвящали целые леса и рощи,
из которых под угрозой смерти запрещалось брать даже дрова. По принятии
христианства статуи Перуна побили палками, киевскую сбросили в Днепр, а
новгородскую – в Волхов. Их проводили по реке с великим плачем. В христианстве
праздник Перуна-громовержца перешёл на Ильин день, который отмечается в наше
время 2 августа.
Древние люди сделали правильный вывод: Солнце
– главный бог на Земле, источник жизни. Вспомните фотосинтез – творец всей
биомассы. На солнечном свете вырастают растения, которые дают пищу людям и
животным, оно освещает мир земной, согревает его. Жертвовали ему только
усердными молитвами и испрошением милости, потому что благотворительность не
требует ничего кроме признательности. В конце языческого периода Руси Даждьбог
входил в число богов наиболее почитаемых, его божница стояла в Киеве.
Состав языческого пантеона менялся в ходе
веков, изменялось назначение персонажей, в разные исторические периоды им
присваивали другие имена, наделяли новыми функциями. Ярким примером служит
состояние современной религиозной сферы, где даже в пределах одной конфессии
существует множество течений, которые по-разному трактуют священные книги и
враждуют между собой.
Далее следует глава 7-я – «Алтарь».
Из книги «Каменная сказка». Николай СКУРАТОВ.
Тэги:
Триглава,
Световид,
Даждьбог,
Полная Чаша,
Красный Буерак,
Перун