|
Александр Борисович Свечин
Эссе
«Что
я хочу предпринять для повышения своей
профессиональной культуры» (написано для получения заветных очередных
часов на курсах повышения квалификации)
Я
учитель. Уже больше четверти века я в школе.
Ещё в начале педагогической карьеры, в середине 80-х
появилась Программа «Реформы школы», которую долго
и потихоньку забывали. Были ещё какие-то преобразования, шумно начинавшиеся и
тихо сходившие на нет. Не так
давно, при
президенте Медведеве,
заговорили о
модернизации образования, а при нынешнем – слово «модернизация» само стало
немодным. ФГОСЫ второго поколения… Стратегия
образования до 2020 года…
Уже обозначен
и новый стандарт для учителя: «Творческая индивидуальность, обладающая
оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель
корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые
технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях
на основе
диагностического целеполагания
и рефлексии». Читаешь эти строки и не нарадуешься: наконец-то школа станет
школой, наконец-то
учитель ощутит себя учителем в полной мере…
А в школах среди учителей паника…. Недавно
попалась на глаза в одном интернет-ресурсе заметка: дама (условно назову её
г-жа Н.) посыпает голову пеплом, кается, что
необходимо срочно повышать личностную и
профессиональную культуру педагога, нужно стать современным и
конкурентно-способным… И пахнуло стародавними временами, и планами по самообразованию,
и обязательным изучением трудов Ленина и документов съездов КПСС.
Почему
же учитель вдруг «перестал быть авторитетом для учащихся» с информационной
точки зрения? Почему педагог и школа занимает не первое место среди источников
информации? Почему учитель перестал быть основным источником знания и стал
неинтересным для ребёнка?
Виноваты же в этом прежде всего медленно
меняющиеся учителя, учителя-консерваторы. Опять
всех огулом охаяли… И кто… Свой же брат (или сестра) –педагог.
Мне стало грустно за г-жу Н. Я
всегда относил себя к либералам, и поэтому
некоторые постулаты г-жи Н. мне не просто непонятны, но и неприятны и даже
смешны.
Могу
ли я назвать себя современным? Для своих учеников - да, я современен. Я знаю,
что они читают, что они слушают, что они смотрят. Я имею на это свою точку
зрения, и дети прислушиваются ко мне, хотя не всегда и соглашаются. И хорошо:
пусть остаются при своём, главное, чтобы было мнение, своё мнение.
Являюсь ли я для учащихся источником
информации? Являюсь, помогаю разобраться детям в потоке информации, подсказываю
верные пути поиска оной. Я люблю интернет. Он для меня не помойка, согласно
мнению многих. Достаточно только научиться поиску нужного, вычленению
необходимого.
«Если
учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и
модернизироваться», - утверждает г-жа Н. И возникает закономерный вопрос: а
если не будет?
Изгнание из
профессии?
Всем построиться и
модернизироваться!!! (Салтыков – Щедрин ехидно посмеивается…)
Кто мешал г-же Н. ,не ожидая директив, быть
инновационной, быть современной, быть авторитетной. Наверное, следует вспомнить
М.М.Жванецкого: «Может в консерватории, что-то
надо подправить?». Именно в «консерватории»…
От этой «консерватории» и надо спасать школу.
Как я
могу стать
инноватором, новатором и
прочим элементом педагогики и образования, если зажат в жесточайшие рамки
бюрократического давления? Даже изменить что-то в программе я не могу:
запрещено!!!! Ни на шаг от программы. Захотел что-то ввести своё: будь добр – утверди
наверху. А верхов много. Отчёты, отчёты, показатели, результаты… Мы стали
«заложниками» цифр, которые ползут всё выше и выше…
От всего этого становится грустно. В
который раз слышу красивые слова, и в который раз понимаю, что всё это пустое.
И предпринимать что-то радикальное для срочного повышения своей
профессиональной культуры я не буду. Я буду
оставаться тем же Человеком, которому интересна профессия, которому интересны
дети, которому интересен мир, а миру интересна моя личность. Я потомственный
учитель, и быть Человеком меня научила мама –учитель русского языка и
литературы, дед-учитель физики и математики, бабушка-учитель биологии. А г-жу
Н. мне жалко… А особенно жалко её учеников…
P
.
S
. Тётке-проверяльщице на курсах
что-то не понравилось,
и она поставила 8
баллов из 10. Ну да Бог ей судия…
|
| 2013-10-06 23:02:50 - Ирина Алексеевна Большакова А может- не читала? | | 2013-10-06 23:06:18 - Марина Валерьевна Михайлова Я бы поставила 10. Здорово, мне нравится ход Ваших мыслей. | | 2013-10-06 23:06:50 - Татьяна Михайловна Беляева Тётка-проверяльщица и госпожа Н. - сёстры.
Мне тоже важнее, сколько баллов мне поставят мои ученики.
Сегодня учитель далеко не единственный источник информации. Но ученик очень нуждается в учителе-наставнике, который может помочь ему разобраться в этом потоке, в этой лавине информации.
Такой Учитель и нужен сегодня ученику. Тётке-проверяльщице вряд ли. | | 2013-10-06 23:23:06 - Лариса Алексеевна Тюлина неужели не понятно, что именно не понравилось??? Абзац об отчетах и невозможности изменить программу или отступить от нее))) Если дать такие права учителям, то зачем нужны будут проверяющие и устраивающие всякие там курсы повышения квалификации, в том числе и та или тот, кто это эссе читал! | | 2013-10-06 23:37:13 - Юлия Владимировна Глаголева Согласна с Вашими строками абсолютно! Прямо мои прочитанные мысли!Увы, но сейчас учитель зачастую заложник бумаг и бюрократов! А жаль! | | 2013-11-07 21:09:56 - Светлана Алексеевна Сомова 5 ++++++ или 10 баллов | | 2015-11-04 21:35:23 - Александр Борисович Свечин Вот написал я всё это несколько лет назад,а хоть что-то изменилось? Г-жа Н процветает и сейчас. Она постоянно на виду начальства,которое без неё никуда(стучит-стучит на всех).Она всё время ноет,что не может научиться тыкать в кнопки.И ей выделяют в помощь учителей,на которых г-жа Н садится и долго ездит (чаще это молодые учителя,боящиеся всего). Но о деньгах эта тётя не забывает:работает только она-хрипит,кашляет,но работает... И премии получает,и липовые часы... Грустно.
|
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|