Тема: «Волшебные слова» для детей с ОВЗ, спец. класс.
12-15 лет.
Цель:
Воспитывать уважение друг
к другу, к старшим, посторонним;
Задачи:
1. Обучать детей формулам
выражения вежливой просьбы, благодарности.
2.
Формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитанным;
3.
формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим
качеством воспитанного человека.
Ход занятия
Воспитатель ребята: когда вы пришли сегодня в класс как приветствовали друг друга? (привет, доброе
утро, как я рад тебя видеть и др.)
Стук
в дверь, приходит Буратино.
Буратино:
Здравствуйте, ребята! (проходит к детям дети здороваются). Ой, сколько у вас
разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши и краски, и пластилин есть.
Вот это да! И что? Играть с этим всем разрешают?
Дети:
Да, разрешают.
Буратино:
Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и вам можно играть,
рисовать, лепить и строить. А Мальвина, такая вредная мне не дает, ничего. Я у
нее краски хотел взять, а она мне их не дает.
Воспитатель:
Буратино, а как ты думаешь, почему Мальвина не захотела тебе краски дать?
Буратино:
Ой, что тут думать-то, она наверно думала, что я носом рисовать буду. Но нет не
дождется, я-то теперь знаю, что носом рисовать нельзя.
Воспитатель:
Ах, Буратино, Буратино! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты
краски в Мальвины просил?
Буратино:
Как? Да очень просто! Дай, говорю: «Дай,
я хочу рисовать.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, правильно Буратино краски просил?
Дети:
Нет не правильно.
Буратино:
Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды
я даже плакал и громко кричал: «Да мне краски! Я хочу!»
Воспитатель:
Да Буратино, что-то ты неправильно делаешь. Ребята вы видите, в какой
затруднительной ситуации оказался Буратино? Давайте ему поможем. Садись,
Буратино, с нами сейчас ребята тебе помогут. Сиди Буратино тихо не вертись.
(Дети садятся в круг Буратино вместе с
ними).
Воспитатель:
Ребята, вспомните, с каким рассказом В, Осеевой мы познакомились недавно?
Дети:
С рассказом «Волшебное слово».
Буратино:
А, что это за слово такое? А разве есть такое?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Ребята, о каком слове идет речь в рассказе?
Дети:
О слове, « пожалуйста»
Воспитатель:
Вспомните , как это слово надо говорить?
Дети:
Тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Буратино:
Так просто! И после это Мальвина даст мне краски?
Дети:
Конечно, даст.
Буратино:
Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово всегда буду говорить только
Мальвине.
Воспитатель:
Подожди, Буратино, мы что-то тебя не поняли. Ты что же «пожалуйста, будешь
говорить, только Мальвине?
Буратино:
Да а кому же еще его говорить? Только ей
одной. Но зато она все свои игрушки давать мне будет.
Воспитатель:
Эх. Буратино, Буратино! Ничего, ты не понял, ребята подскажите Буратино, кому
еще надо говорить «Пожалуйста».
Дети:
Маме, папе, друзьям, бабушке
воспитателям и т. д., всем людям, кому захочешь.
Воспитатель:
А теперь давай потренируемся. Представим, следующие ситуации Максим ты пришел вечером домой и тебе так хочется,
чтобы мама прочитала тебе сказку, как ты попросишь?
Максим:
Мама прочитай мне, пожалуйста, сказку.
Воспитатель:
Саша ты прибежал к бабушке на кухню, а она пирожки печет. Тебе так захотелось пирожка. Как ты попросишь?
Саша:
Бабуля угости меня пирожком, пожалуйста.
Воспитатель:
Автобус перед остановкой качнуло, и Оля
нечаянно наступила на ногу впереди стоящей женщине. Оля, как ты извинишься?
Оля:
Простите меня, пожалуйста, говорить надо
всем , а не только Мальвине?
Воспитатель: Теперь-то ты понял, Буратино, что слово
«пожалуйста» нужно говорить всем, а не только Мальвине? И слова «Здравствуйте»,
«спасибо» нужно тоже говорить всем , а не только Мальвине.
Буратино:
А для чего говорят: «спасибо»?
Воспитатель:
Садись, Буратино, ты получишь ответ на свой вопрос, когда послушаешь рассказ В.А. Сухомлинского «Для чего говорят
«спасибо?»
По
лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились
напиться.
-Спасибо
тебе, ручей, сказал дедушка. Мальчик усмехнулся.
-Вы
зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку- ведь ручей не живой. Не
услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
-Это
так если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы- люди.
Знаешь, ли ты для чего люди горят «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово. Кого оно возвышает? Для кого
существует? Мальчик задумался. Времени у него было много, путь через лес был
долгий.
Воспитатель:
А теперь, ребята немножко отдохнем вместе с Буратино.
Физминутка:
Воспитатель:
Волшебных слов много. Давайте поиграем в
игру. Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете какое- небудь
волшебное слово. (Спасибо, благодарю, будьте добры, будьте любезны, доброе
утро, добрый день, спокойной ночи, прошу прощения, пожалуйста, до свидания,
извините, здравствуйте.)
Воспитатель:
Вот видишь, сколько, много волшебных слов, Ты их запомнил?
Буратино:
Да, очень много можно запутаться, когда какое слово надо говорить.
Воспитатель:
Для этого мы потренируемся. Слушай ,Буратино, внимательно. Мы ложимся спать.
Что скажет Вова? Мы сели завтракать, что скажет после Оля? К нам пришли гости,
что скажет им Дима? Нам сделали подарок. Что
скажет после завтрака Оксана? Вот видишь, Буратино, как много ситуаций в
жизни, когда необходимо пользоваться волшебными словами. А теперь поиграем………
Психогимнастика
«Два друга». Мальчики обыгрывают
ситуацию без слов, выражая свои
чувства и эмоции мимикой,
жестами.
-Жили-
были два друга. Настало лето, и им пришлось расстаться. Дима остался в городе,
а максим уехал отдыхать. Скучно без друга! Прошел, целуй месяц….И вдруг Дима
видит: из автобуса выходит его друг. Как же он обрадовались!
Воспитатель:
Мы обыграли эту ситуацию без слов, а теперь попробуем словами выражать свою
радость при встрече. Дети предлагают разные варианты.
Воспитатель:
Вот видишь ,Буратино, как много ситуаций, когда волшебные слова нам необходимы.
Чем больше, человек знает волшебных слов, тем он добрее, честнее, вежливее,
приятнее в общении.
Буратино:
Ой, ребята, я совсем забыл. Я хотел рассказать
одну историю, которая приключилась в театре. Слушайте.
-Однажды
Мальвина подарила куклам Маше и Даше по воздушному шару (синий и зеленый). Маша
( появляется из-за шара веселая кукла) была так рада, взяла шар и убежала.
Буратино:
Ребята, что забыла сделать Маша?
Дети:
Поблагодарить, Мальвину, сказать
«спасибо».
Буратино:
Да, ребята, обязательно надо благодарить тех, кто сделал тебе что – то
приятное, доброе.
А
вот и Даша, (появляется грустная кукла) Ей Мальвина тоже подарила шар, но Даша
расстроилась, даже рот скривила. Вот- вот заплачет. Она позавидовала Маше, что
у нее зеленый шар.
Буратино:
Что самое главное забыла сделать Даша?
Дети:
Поблагодарить Мальвину за подарок.
Воспитатель:
Да, ребята, не надо забывать говорить
слова благодарности. Есть
одна хорошая пословица: «Ласковое слово
не трудно молвить». Давайте ее выучим. И
ты Буратино учи. И самое главное, волшебные слова надо говорить приветливо, с
нежностью, только тогда эти слова будут волшебными.
Буратино:
Ребята, как вы мне помогли! Я хочу подарить вам подарки. (Дарит разноцветные
фломастеры) Дети благодарят Буратино.
Воспитатель:
Сегодня, мы с вами говорили много о волшебных слов, давайте их запишем. У нас
есть дерево, вот на него мы повесим эти слова, и оно станет волшебным. Если,
кто забудет, дерево подскажет. После, Буратино благодарит детей и уходит.