Г.Б. Пукас
ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Добрый день,
уважаемые коллеги. Вместо традиционного эпиграфа - цитаты о том, как нужно
учить, хочется начать беседу с эпиграфа неожиданного, но такого близкого для
каждого родом из детства.
Слайд №2 «Добрый
доктор Айболит…..
Он под деревом
сидит.
Приходи к нему
лечиться…
И корова и волчица.
И жучок… ну и.т.д. Я
вижу, все вспомнили произведение. А скажите, какая географическая ассоциация у
вас возникает при самом словочетании Доктор Айболит?
- Африка.
- А почему - не
Санкт - Петербург?
Наверное, потому что
у Корнея Ивановича Чуковского в сказке не указывается место жительства главного
героя - всё внимание направлено на его так сказать гуманитарный подвиг. Почти
так я начинала один из уроков географии в 6-х классах, когда мы изучали тему «Карта
как главный источник географической информации».
Слайд №3
Вы спрОсите -
«позвольте, а при чём тут Доктор?»
А при том, что детям
было предложено с помощью информации имеющейся только на географических картах
и в тексте сказки Чуковского построить точный маршрут Доктора Айболита к
больным зверятам, отразив его на контурных картах. Как люди, методически
грамотные, вы сами можете подсчитать, сколько учебных задач вытекает из
сформулированной так ненавязчиво проблемы урока, сколько универсальных учебных
действий можно отработать при её разрешении, не говоря уже о метапредметных
результатах (знакомство с информацией, отраженной с помощью цветовой шкалы,
легенды карты, литературного текста, сопоставление, сравнение информации, её
анализ, синтез и получение нового собственного продукта деятельности).
Полноценная
познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у
них инициативы, желания и способности ориентироваться
в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное,
как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии
систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность,
которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей
информационно – коммуникативных технологий и электронных образовательных
ресурсов приобретает характер проблемно-поисковой деятельности
.
Как правило, главными наглядными пособиями на уроках географии являются настенные
демонстрационные плакаты, схемы, географические карты.
Слайл № 4.
Эти средства обучения не всегда могут в полной мере удовлетворить требования к
современному уроку, и при обучении географии в школе преподаватель сталкивается
с некоторыми трудностями:
·
Учащиеся не могут представить некоторых явлений, например явлений
микромира или мира с астрономическими размерами;
·
При изучении явления не может использоваться какое-либо оборудование, по
причине дороговизны, больших размеров или небезопасности;
·
Некоторые процессы вообще нельзя наблюдать (например, движение
литосферных плит, образование складчатости и др.)
Подобные вещи изучаются на доступном
научном уровне, оставляя ощущение громоздкости, замедления работы, тогда, когда
на уроке хочется сделать так много!
С помощью же средств мультимедиа можно
легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных
атласов, научных публикаций, сети Интернет. Компьютерная сеть помогает
получить информацию в виде текста,
звука, изображения или динамичной модели. Мультимедиа даёт возможность
использовать фотографии, слайды, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, дикторский
текст, компьютерную анимацию, что
помогает направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления. Ещё до
появления информационных технологий Дэвид Трейклер констатировал «Люди
запоминают 10% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что
они слышат и видят одновременно». Современные школьники выросли на
телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать
зрительные образы, поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями и
видеорядом, вызывает больший интерес и
лучше усваивается.
Слайд № 5.
В своей работе каждый
учитель, владеющий ИКТ широко использует цифровые образовательные ресурсы
(ЦОР), найти их можно на следующих сайтах:
- Информационная система «ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА
К
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ»;
- Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
(
http
://
school
-
collection
.
edu
.
ru
);
- Открытый класс «сетевые образовательные
сообщества
(
http
://
www
.
openclass
.
ru
);
- Всероссийский Интернет – педсовет (
http
://
pedsovet
.
org
);
- Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов;
- Российский общеобразовательный портал;
- Федеральный портал «Российское образование»;
и др.
Электронные
образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: электронные
средства обучения, инструментальные и прикладные программы, информационные
ресурсы сети Интернет. Подобные продукты сегодня не являются редкостью, их
аналоги, зачастую, можно встретить в школьных медиатеках.
Современные электронные средства обучения сегодня не сводятся к
электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам
тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные
учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения,
реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного
использования их в учебном процессе, определяющим фактором сегодня является
содержательное и методическое качество таких ресурсов.
Учитель был и остается человеком
творческим, находящимся в постоянном поиске.
Слайд № 6.
Именно поэтому, сейчас активно
развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные
сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты и блоги
преподавателей.
Современные возможности информационного
образовательного пространства значительно расширяют методический
инструментарий, создают мощную мотивационную базу, увеличивают масштаб охвата
учащихся дополнительной информацией в рамках изучения предмета.
В качестве примера можно рассмотреть
несколько вариантов построения уроков по модели проектов, в соответствии с
технологиями личностно-смыслового обучения, Web-Quest:
·
Урок
– квест;
·
Урок
– кластер;
·
Интерактивно
– познавательный с элементами
практического моделирования.
Слайд № 7. Web-Quest – это
формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской
деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через
ресурсы Интернет
или выполняется задание
в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную
задачу. Разрабатываются такие веб-квесты с целью интеграции Интернета в
различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они
охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и
межпредметными.
Слайд № 8. Особенностью образовательных
веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или
групповой работы учащихся с ним находится на общем или различных веб-сайтах, «кроме
того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в
виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)»
[1]
Из всего многообразия педагогических
применений ИКТ особо следует выделить использование географических
информационных систем (ГИС) в связи с их возрастающей популярностью в практике
отечественного образовательного процесса.
Слайд № 9. Геоинформационная система
(ГИС) — это система сбора,
хранения, анализа и графической визуализации пространственных
(географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах.
Термин также используется в более
узком смысле — ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий
пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а
также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес,
количество жильцов.
ГИС включают в себя возможности
cистем управления базами данных редакторов растровой и векторной графики и
аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии,
землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике,
обороне и многих других областях.
По территориальному охвату различают:
- глобальные ГИС,
- национальные ГИС,
зачастую имеющие статус государственных,
- региональные ГИС,
- локальные, или местные ГИС.
Слайд № 10. Географические
информационные системы учебного назначения обычно предназначаются для
использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке
и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности
обучаемого, интенсификации процесса обучения [2].
Для многих типов пространственных
операций конечным результатом является представление данных в виде карты или
графика. Карта - это очень эффективный и информативный способ хранения,
представления и передачи географической (имеющей пространственную привязку)
информации. Раньше карты создавались на столетия. ГИС предоставляет новые
удивительные инструменты, расширяющие и развивающие искусство и научные основы
картографии. С ее помощью визуализация самих карт может быть легко дополнена
отчетными документами, трехмерными изображениями, графиками, таблицами,
диаграммами, фотографиями и другими средствами, например, мультимедийными.
Сегодня одним из самых удачных отечественных
мультимедийных продуктов является ГИС «Живая География».
Слайд № 11.
"Живая География". – это программная оболочка
с инструментарием для работы с географической информацией.
Фирма производитель:
ООО «ИНТОКС».
УМК включает в себя программную геоинформационную оболочку с
инструментарием для работы с пространственной информацией, цифровые
географические карты мира и России, цифровые крупномасштабные учебные
топографические карты, космические снимки РФ, а также комплект методических
рекомендаций для учителя.
Слайд № 12.
Цифровые
карты представляют собой «слоеный пирог» — совокупность слоев. Средствами ГИС
можно управлять отображением этих слоев. Более того, карты разного содержания
можно совмещать, накладывая их друг на друга. То же относится и к цифровым
космическим снимкам, которые можно совмещать с картами на ту же территорию, что
и снимки. Это очень важно как для ученика, так и для учителя.
Использование ГИС
«Живая география» дает следующие возможности:
- умение
анализировать снимки Земли с космоса с последующим его изучением;
- менять
содержание карты с помощью управления слоями;
- добавлять
различные объекты;
- изучать пирамиду
масштабирования;
С помощью «Живой Географии» можно научить
учащихся, как накладывать различные тематические карты друг на друга,
продемонстрировать их, а также как найти и описать любой уголок земного шара
или даже самостоятельно построить трехмерную модель местности (объемное
изображение). Более того данная система может анализировать статистические
данные, с дальнейшим построением картограмм, картодиаграмм и быстро производить
измерения расстояний.
Составление
характеристик и описаний географических объектов и явлений с привлечением
разных источников информации - это важнейшее умение, которое формируется у
школьника в процессе обучения географии. ГИС предлагает обширное информационное
поле для такой учебной деятельности благодаря включенным в нее цифровым картам
и космическим снимкам
Соответственно
именно возможность настраивать карту на определенный урок позволяет учителю
вместе учащимися выявлять причинно-следственные связи и закономерности,
развивая тем самым пространственное мышление.
Слайд № 13.
Так,
возвращаясь к уроку
«Карта как главный
источник географической информации», в 6 классе, многослойная карта
«Природные ресурсы мира» помогла одновременно
использовать возможности физической карты России, зоогеографической
карты, выделить отдельным слоем наиболее крупные населённые пункты,
соответствующие лесной зоне с обитанием там конкретных видов животных, и даже
выделить крупные города, в которых используется такой транспорт как трамвай. На
каждом этапе решения конкретной учебной задачи использование современных
электронных, цифровых образовательных средств формирует способность и
готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в
повседневной жизни, позволяет их подготовить к работе с информацией во всех
формах в различных сферах жизнедеятельности.
Необходимость широкого использования
информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в
общеобразовательных учреждениях определяется требованиями к результатам
реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого
использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов,
в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной
образовательной программы.
Слайд № 14.
Однако
от того, насколько правильно определена цель урока, отобран материал, подобраны
адекватные методы, средства обучения зависит качество и успешность достижения
результатов. Так что по-прежнему всё в руках учителя.
Библиографический список
1.
Быховский
Я.С. Конгресс конференций, доклад «Образовательные веб-квесты»
http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html
2.
Веселовский А.В. ГИС-технологии и
проблемы геоинформатики. Географические информационные системы научного центра
«минерал». //Вестник ОГГГГН РАН, 1999. - № 1(7) – С.54 – 61
3.
Крылова О.В. Современный урок. География в школе №2,
2008
4.
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в
обучении. География в школе№5, 2012
Тэги:
Географические информационные системы