Методическая разработка - Елена Алексеевна Романова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Алексеевна Романова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Алексеевна Романова / Блог / Методическая разработка


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 января 2014, 05:39, автор - хозяйка блога
Елена Алексеевна Романова

Методическая разработка

Методическая разработка урока информатики на тему "Системы счисления"
Цель работы:

 

Подготовить учащихся  к решению задач по информатике в формате  ЕГЭ

Задачи:

 


 
  •  Н аучить учащихся      переводить числа из одной системы счисления в другую
  •  Н аучить учащихся      определять основание системы счисления по свойствам записи чисел
  • Развивать логическое мышление

 

Системы счисления

 


Система счисления  - это совокупность правил для обозначения и наименования чисел. Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Знаки, используемые при записи чисел, называются   цифрами.

Непозиционные системы счисления

В непозиционных системах счисления от положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает.
Пример: римская система, используются латинские буквы.
I
V
X
L
C
D
M
1
5
10
50
100
500
1000
В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. В таком случае их значения складываются. Если же слева записана меньшая цифра, а справа - большая, то их значения вычитаются.
Пример:
 
CCXXXII=232
VI=6
IV=4
MCMXCVIII=1000+(-100+1000)+(-10+100)+5+1+1+1=1998

Позиционные системы счисления

В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой в записи числа, зависит от ее позиции.
Количество  используемых цифр называется   основанием  позиционной системы счисления.
Система счисления, применяемая в современной математике, является   позиционной десятичной системой. Основание ее равно 10, т.е. запись любых чисел производится с помощью десяти цифр  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием   p  нужно иметь   алфавит  из р  цифр. Обычно для этого при   р<10 используют   р  первых арабских цифр, при   р>10 к десяти арабским цифрам добавляют латинские буквы.
Примеры алфавитов нескольких систем
основание
название
алфавит
р=2
двоичная
0 1 
р=3
троичная
0 1 2
р=8
восьмеричная
0 1 2 3 4 5 6 7
р=16
шестнадцатеричная
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F


Развернутой формой  записи числа называется запись в виде Ар=±(аn-1pn-1n-2pn-2+...+а0p0-1p-1-2p-2+...+а-mp-m), где
Ар - само число,
р - основание системы счисления,
аi - цифра данной системы счисления,
n - число разрядов целой части числа, 
m - число разрядов дробной части числа.

Пример:
75,6 = 7·101+5·100+6·10–1

 

 –2,3145 = –(2·50+3·5–1+1·5–2+4·5–3)

 

2013 = 2·32+0·31+1·30

 


  Перевод десятичных чисел в другие системы счисления

Перевод целых чисел

 

  1. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых неполных частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока получим неполное частное, меньшее делителя;
  2. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления;
  3. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего частного.
Пример 1: Перевести число 37 из десятичной в двоичную систему счисления. (Ответ: 3710=1001012)

37:2=18 целых и 1 в остатке, значит, а0=1
18:2=9 и 0 в остатке, значит, а1=0
9:2=4 и 1 в остатке, значит, а2=1
4:2=2 и 0 в остатке, значит, а3=0
2:2=1 и 0 в остатке, значит, а4=0, результат от деления - это а5=1.

Теперь составим число а5а4а3а2а1а0=1001012

Пример 2: Перевести число 315 из десятичной в восьмеричную систему счисления. (Ответ: 31510=4738)
315:8=39 и 3 в остатке, значит, а0=3
39:8=4 и 7 в остатке, значит, а1=7, результат от деления - это а2=4.

Составляем число а2а1а0=4738
Пример 3: Перевести число 315 из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления. (Ответ: 31510=13В16)

315:16=19 и  11 в остатке, значит, а0=11, что соответствует числу В в 16-ричной системе счисления
19:16=1 и 3 в остатке, значит, а1=3, результат от деления - это а2=1.

Составляем число а2а1а0=13В16
Пример 4: Можно использовать следующую запись алгоритма перевода: 
Число
363
181
90
45
22
11
5
2
1
Делитель
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Остаток
1
1
0
1
0
1
1
0
1

36310=1011010112

 


  Сложение.  Таблица двоичного сложения проста. Только в одном случае, когда производится сложение 1+1, происходит перенос в старший разряд

 

Пример

 

11101

 

+    10111

 

110100

 


Напишите синквейн на тему «Системы счисленияа».

 

Синквейн  – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

 

В первой строке записывается тема или предмет (существительное, словосочетание).

 

Во второй строке дается описание темы (предмета) – два прилагательных или причастия.

 

Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия (темы, предмета).

 

Четвертая строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету.

 

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (предмета) одно слово или короткое словосочетание
Пример
Системы счисления
позиционные, непозиционные
складывать, выделять основание системы
Необходимо  научиться решать задачи
Числа




ОБСУЖДЕНИЕ


Марк Аронович Гофман2014-01-28 13:16:17 - Марк Аронович Гофман
Сиквейн, это интересно. Написали? Можно почитать?
Я на эту тему пару роликов сделал - поройтесь вот здесь: http://www.oivt.ru/blog/markg

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Благодарю за материал.
Спасибо!
Дуэль Пушкина У Чёрной речки левый берег, Где море снега меж берёз - То место, где застыло время, Погиб поэт, великий росс. Январский день. Уж близок вечер. Пока светлеет неба синь. Мороз и солнце. Дует ветер. Что ждёт поэта впереди? Он оскорблён, и жить не может, Спокойно слыша сплетен вздор, Уж лучше смерть, но честь дороже, Чем жизнь и трусости позор. Дуэлей много за плечами, Без ран и крови, но теперь Миролюбивыми речами Не заменить кровопотерь. Дантес и Пушкин оба смертны, Непримиримые враги, Напряжены стальные нервы, Дуэль, последние шаги. Поэт стрелок был очень меткий, Но чуть промешкал, и Дантес Успел, не промахнувшись, первым Нажать курок и пал певец. Поэт привстал и, долго целясь, Дантесу в руку угодил, Рука пробита, грудь задета, Дантес контуженный лежит. Поэта тащат до кареты, За ним ползёт кровавый след, Замёрз и обескровлен, бледный, Спасти его надежды нет. Болит живот, пробитый пулей, Карета скачет и трясёт, Два дня в мучениях тянулись, Душа готовилась в полёт. Прожил Дантес на свете долго, Обидчик цел поэт убит, Здесь обелиск стоит высокий, Дуэль запечатлел гранит. Увы, не знаем мы деталей, Ушли свидетели в мир звёзд, И факты с мифами срастались Под сенью вековых берёз. Душа поэта врата рая Прошла сквозь строгий Божий суд, Его стихи не умирают, В сердцах людей они живут. Арсен Геодаков, 2009 г.
Дмитрий Валентинович! Спасибо! И Вас с Майскими праздниками! С Великим Днем Победы! Всего самого доброго! У нас сирень цветет в июне! А на Байкале --в начале июля...
Спасибо Вам огромное за такой труд!
Да, так оно и было, Александр Геннадьевич.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/