Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками. - Анастасия Борисовна Рюмина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Анастасия Борисовна Рюмина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Анастасия Борисовна Рюмина / Блог / Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками.


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


25 января 2021, 22:46, автор - хозяйка блога
Анастасия Борисовна Рюмина

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками.

Использование мнемотаблиц  в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,

речи и других психических процессов.

 

 

Без памяти человек не сможет ничего изобрести,

не сможет скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

 

Человечество уже давно осознало, насколько важна хорошая память для успешной карьеры, для достижения высоких результатов во многих видах деятельности человека.  Однако только в настоящее время развитие процессов памяти получило заслуженное внимание и с каждым годом приобретает все более  широкую популярность. Именно совершенствование процессов памяти ставят во главе дальнейшего развития человечества.

Что же включает в себя понятие «память» и как ее можно эффективно  развивать в дошкольном возрасте?

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Недаром весь процесс обучения детей должен строиться на интересе, который активизирует внимание и заставляет ребенка непроизвольно запоминать то, что он только что наблюдал. Одним из средств такого наблюдения, построенного на интересе, является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится  актуальным.

Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы (конкретных людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий) лежат в основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Использование образов (или ЭЙДОСОВ         , как их называли древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося развитием образной памяти.  Эйдотехника помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.  

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

·         развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи;

·         отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);

·         развитие воображения, смекалки, фантазии;

·         развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.

В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.

 

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап .  Рассматривание таблицы целиком.

Цели – развитие внимания, зрительной памяти.

На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».

2 этап.   «Оживление», т.е. превращение  картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).

Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.

Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.

3 этап . «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».

Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из  предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.

4 этап . Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).

Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.

На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.

В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые  процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета 

Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами 

Их можно использовать  при проведении  пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр 

При составлении мнемотаблицы необходимо учитывать, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Почему файл не скачивается?
Можно и не очень хорошо... рисовать! В своё удовольствие - как получается. Начала рисовать, когда началась пандемия. Теперь леплю цветы из полимерной глины, начала, когда сломала руку. Типа чтобы разработать пальчики. Сустав уже никогда не разработается. Срослось всё неправильно, со смещением. Так что начинайте рисовать, Татьяна Павловна! Творить не бывает поздно! Спасибо Марина Осиповна, за добрые слова... мне надо ещё пожить, я ещё многое должна сотворить. Я счастлива, когда мои работы кого-то радуют! Обнимаю вас!
Андрей Ильич Горбунов и Степанида Никифоровна Павлова - мои прадед и прабабка, Андрей Ильич был старостой Вознесенского храма в селе Княженском, раскулачен. Значит Никифор Павлов - мой прапрадед. У Андрея Ильича и Степаниды Никифоровны живы оставались из множества деток только Петр (Княженка) и Мария (Миасс).
Вы совершенно ПРАВЫ Галина Ефимовна !
Созвучно: W24 - Останусь (Город 312 cover) LIVE Авторадио https://www.youtube.com/watch?v=n1glYOU6cPk В конце туннеля яркий свет слепой звезды, Подошвы на сухой листве оставят следы. Еще под кожей бьётся пульс и надо жить. Я больше может не вернусь, А может - я с тобой останусь: Останусь пеплом на губах, Останусь пламенем в глазах, В твоих руках дыханьем ветра, Останусь снегом на щеке, Останусь светом вдалеке, я для тебя останусь - СВЕТОМ!
6813820-a3949665 Николай Павлович!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/