Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками. - Анастасия Борисовна Рюмина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Анастасия Борисовна Рюмина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Анастасия Борисовна Рюмина / Блог / Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками.


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


25 января 2021, 22:46, автор - хозяйка блога
Анастасия Борисовна Рюмина

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками.

Использование мнемотаблиц  в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,

речи и других психических процессов.

 

 

Без памяти человек не сможет ничего изобрести,

не сможет скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

 

Человечество уже давно осознало, насколько важна хорошая память для успешной карьеры, для достижения высоких результатов во многих видах деятельности человека.  Однако только в настоящее время развитие процессов памяти получило заслуженное внимание и с каждым годом приобретает все более  широкую популярность. Именно совершенствование процессов памяти ставят во главе дальнейшего развития человечества.

Что же включает в себя понятие «память» и как ее можно эффективно  развивать в дошкольном возрасте?

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Недаром весь процесс обучения детей должен строиться на интересе, который активизирует внимание и заставляет ребенка непроизвольно запоминать то, что он только что наблюдал. Одним из средств такого наблюдения, построенного на интересе, является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится  актуальным.

Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.

В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое направлено на создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Именно образы (конкретных людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий) лежат в основе запоминания. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Использование образов (или ЭЙДОСОВ         , как их называли древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося развитием образной памяти.  Эйдотехника помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.  

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

·         развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи;

·         отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);

·         развитие воображения, смекалки, фантазии;

·         развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.

В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.

 

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап .  Рассматривание таблицы целиком.

Цели – развитие внимания, зрительной памяти.

На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».

2 этап.   «Оживление», т.е. превращение  картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).

Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.

Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.

3 этап . «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».

Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из  предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.

4 этап . Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).

Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.

На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.

В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые  процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета 

Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, чтении сказок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами 

Их можно использовать  при проведении  пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр 

При составлении мнемотаблицы необходимо учитывать, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Нина Ивановна, а тут-то я с какого боку? Ритмика прослеживается прекрасно! Смысл сказанного проявляется постепенно с каждой новой строчкой, всё понятно! Але 5+, а вот автор поста едва до троечки дотягивает, всё потому, что кроме рифмы здесь ничего продуманного нет, потому как не было всего того пережитого, о чём здесь автор силится додумать, нет у этого ребёнка пока жизненного опыта, а высасывание из пальца вот они, читайте...!
Какие замечательные строки! Спасибо, Нина Ивановна! Добавлю более подходящую под эти строки 6715389-a151550
Да, комментировать стихи - занятие не из простых. Исходить, думается, следует из желания помочь автору. Нет такого желания - от комментария воздерживаемся. Имеется оно - начинаем с положительного, удачного. И только потом говорим о недостатках. Не видим положительного - не имеем права комментировать. И не будем этого делать.
Бывает так. Живёшь на свете. Идёт весна и словно в первый раз Ты чувствуешь, как молод этот ветер, И нов капели сбивчивый рассказ... Расул Гамзатов
Аля Кудряшова 6595667-a3974049 Иди по апрелю, по синим лужам, по желтому солнцу, по красным крышам, Иди, для тебя этот день согрели, и ветер лихой по карманам рыщет, Иди, подпевая безумным кошкам, бездарным поэтам, синичьим трелям, Иди, пока время замки срывает, иди, пожалуйста, по апрелю. Иди в Севастополь, в Москву, и в Нижний, стихи читай, по гитаре бацай. Иди, за окном зеленеет тополь, ему не свойственно ошибаться - И время пришло, ты уходишь следом, по мокрой, скользящей и сладкой прели, Иди, ты, я знаю, вернешься с летом, иди, пожалуйста, по апрелю. Иди, не томи, ведь заждались люди, в домах, на балконах, на перекрестках, Иди, ведь они тебя все же любят - глазастого ласкового подростка, Лохматого, нервного, неуклюже-веселого, с розовыми щеками, Они тебя чаем напоят, ну же, иди, размахивая руками, Лови свое счастье - дождем по коже, давясь, глотая и задыхаясь, Ты сделал весну и она, похоже, случилась в общем-то неплохая, И мы не оставим на камне камня, а только оставим на небе солнце, Идешь, размахивая руками, и мир впопыхах за тобой несется. Веками по этой земле ходили, курили сигары, сидели в кресле, И жиж они, и пели, и пили, и вовсе не умерли, а воскресли. И крыши ждали, и окна плыли, и капли ветров на щеках горели, Иди, ищи запасные крылья, иди, пожалуйста, по апрелю. Владимир Николаевич, как Вам ритмика её стихов?
Тюльпаны посланы Всевышним, То чудо к нам с небес сошло. В них каждый штрих совсем нелишний- В них нет ненужных мелочей. Всё грациозно в них и смело, А запах - просто чародей! В них всё продумано умело... В. Кернис 6348442-a151550 Спасибо, Георгий Михайлович! Визитка Наташи Королевой! Психологи про желтый цвет http://life.ru/p/1198174 Доброго вечера! Завтра праздник - День тюльпанов! Вот такая честь нашим любимым цветам!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/