Е,И.Носов `Живое пламя` - Елена Владимировна Сальникова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Владимировна Сальникова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Портрет
Маленький принц

Евгений Иванович Носов.Без названия

 Е,И.Носов `Живое пламя`




Вид урока: Интегрированный урок (литература и история) по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»

Цели урока : познакомить с жизнью и творчеством писателя;  углубить навыки анализа текста; воспитать в учащихся патриотические чувства; бережное отношение к Родине, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: выставка книг и журналов Е.И. Носова, его автопортрет, рисунки учащихся, музыкальное и мультимедийное   сопровождение.

 

Эпиграф:
 
                                                         Нет в России семьи такой, -
                                                Где б не памятен был свой герой,
                                                    И глаза молодых солдат
                                                С фотографий увядших глядят.
                                                                                                                                                                                                 

                                                           Евгений Агранович


 Ход урока:
Слово учителя

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Е.И.Носова. И тема нашего урока (записать в тетрадь) ……

Что мы будем делать на уроке? Какая цель нашего урока?

- Познакомиться с жизнью творчеством Е.И.Носова.

- Работать с текстом, анализировать фрагменты.

- Вспоминать о павших в годы ВОВ

1. Знакомство с жизнью и творчеством Е.И.Носова.

Сообщение ученика сопровождается презентацией.

 

2. Какое впечатление произвел на вас рассказ «Кукла» ?

Дети зачитывают мини – сочинении, которые писали дома.

 

       3. Беседа по рассказу


Учитель: Сегодня мы вспомним о самом трагическом периоде в истории нашей страны – Великой Отечественной войне   1941-1945 г. Война – это горе, страдания и слёзы. Это великое испытание для человека. Мы благодарны погибшим и ныне живущим участникам той страшной войны, которые освободили нашу страну от фашистов, дали ей будущую жизнь. Суровые военные испытания давно остались позади, но время не может предать забвению те годы. Узнать о них нам помогают фильмы, рассказы очевидцев, произведения писателей - фронтовиков. Евгений Иванович Носов – фронтовик, и все его произведения, так или иначе, затрагивают тему войны. В   повести «Шопен, соната номер два» он писал:

        …Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие

         солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока

        ещё живы,…передали бы своим детям и внукам

       священную память о павших из рук в руки, от сердца к

сердцу.

 

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с ними.

                                                                            Нет в России семьи такой, -
                                                                                   Где б не памятен был свой герой,
                                                                                   И глаза молодых солдат
                                                                                  С фотографий увядших глядят.
                                                                                                                                                                                                

                                                                                        
Вы дома прочитали рассказ Е.Носова «Живое пламя».   В рассказе чувствуется   внутреннее напряжение, постоянная работа мысли и чувства писателя, связанная со своеобразным восстановлением каких-то важных, прерванных войной взаимосвязей.

- Ваше впечатление от рассказа?

 - Назовите слово, которое является, по-вашему,   главным в определении темы рассказа.

 ( Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь. Маки. Память).

 

- Сформулируйте основную   тему   текста, опираясь на эти слова.

      ( Тема   памяти).

 

 

- Что такое память и зачем она нужна человеку?                               

  Ассоциации к слову «Память». Воспоминание. Незабываемый. Частичный Запечатлеть. Стереть. Освежить. Всплыть. Почтить. Воскресить. Восстанавливать. Чтить. Сохранить. Хранить. Ворошить.        

 

Примерные ответы : впечатления о прошлом; прошлый опыт;  информация; прежние впечатления; воспоминания; запас хранимых   в сознании впечатлений; прошлое;, способность запоминать , людская память, чтить память, хранить память и т.д.

 

-  Какие герои действуют в рассказе?   Какие поступки они совершают? -  Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу.

                                       

  -  Какую роль в понимании   смысла произведения играет описание цветов, которые сеяла на своей клумбе тётя Оля?

 

4. Анализ эпизода   «Цветы на клумбе тёти Оли».

 

   - Давайте рассмотрим, какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов?

                 Чтение отрывка из произведения.

   Примерные ответы учащихся.

 

 ( Чтобы унять свою душевную боль, тоску по сыну, тётя Оля занимается разведением цветов. Самыми интересными из его цветов являются маки. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака сравнивают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растёт там, где пролилось много человеческой крови).

 

 

 -   Красный мак во многих странах является символом Дня Памяти.   Что мы знаем о маках?

 

(В Англии существует национальный праздник - День Маков - дань памяти погибшим солдатам. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-ой мировой войны. За две недели до этого дня повсеместно начинают продавать красные искусственные маки. Заработанные средства   идут на помощь ветеранам войн. Яркий    и символичный цветок   покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде   в знак благодарности и светлой памяти).

5.   В чём заключается смысл названия рассказа «Живое пламя»?

Учитель.

 - Найдите в тексте и запишите, какие художественные средства   использует автор для описания цветения маков.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественное средство

Примеры из текста

Эпитет

«зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»;

«полупрозрачные алые лепестки;

густой багрянец»

 

Сравнение

«   маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли,   потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристокр атия»;

 

Метафора

 

«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем»,

«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»

Градация

Пламенели – осыпались - погасли

6.   Представление своего понимания данного высказывания.

 

-  Какие слова произносит тётя Оля, глядя на осыпавшиеся маки?

 

Ученик читает. Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь

Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.

 

- На какие мысли наводят вас эти слова? Как вы их понимаете?                      Примерные ответы учащихся.

                    

 

·          Тётя Оля полюбила маки потому, что они ей напоминали о короткой, но прекрасно прожитой жизни её сына Алексея – настоящего героя войны.

 

·          Красный мак – символ Памяти о тех, кто погиб на войне. А для тёти Оли и её постояльца – память о погибшем Алексее.

 

·          Маки в произведении Е.И. Носова- символ возвышенного и героического. Они символизируют короткую жизнь Алёши, совершившего подвиг и отдавшего свою жизнь во имя мира на земле.

 

 

7. Страница истории

1 ученик. Историю Великой Отечественной войны можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось переломным моментом в ходе войны.

На центральном направлении после успешных действий весной 1943 года на линии фронта образовался так называемый Курский выступ. Гитлеровское командование разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе Курска. Но советское командование разгадало намерение врага и создало глубокую оборону.

5 июля 1943 года началось массированное наступление немецких войск. После невиданных в мировой истории танковых боев 12 июля враг был остановлен. Началось контрнаступление Красной Армии.

С первого же дня Курской битвы завязалась упорная борьба за господство в воздухе. Основная тяжесть борьбы легла на истребительские части, которые с честью выдержали это испытание.

2 ученик. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край - все, что мы зовем величавым словом Родина. Строки рассказа Евгения Носова слишком скупы и не описывают подвиг Алексея. Более подробно о подвигах в Великой Отечественной войне, особенно летчиках.


3 ученик. Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.

4 ученик. Алексей Петрович Маресьев – наш земляк, родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек легенда. Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге героя. Умер Алексей Маресьев   18 мая 2001 года.

5 ученик. Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.

6 ученик. Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.

7 ученик. Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов человеческих жизней.

Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый дом.

Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова благодарности тем, кто выстоял и вернулся.

 8.   В чём особенность   раскрытия темы памяти в творчестве Е.И. Носова?

 

Постижение смысла рассказа.

Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем   маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, постигает некий философский смысл гибели своего сына – лётчика, протаранившего вражеский самолёт.   Писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

 

  - Почему рассказ называется «Живое пламя»?   С чем у вас ассоциируется эта метафора?

 

 ( Живое пламя – это большой костёр маков, напоминающий искры Вечного огня в честь солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Это Память о них, которая живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей).

 

9. Подведение итогов.

 

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?

 

Маки - это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

   Итак, мы с вами убедились, что Е.И. Носов – замечательный мастер слова. На страницах небольшого произведения он сумел нам показать жестокость войны. Строки рассказа скупы и не описывают подробно ни жизнь, ни   подвиг Алексея, но мы проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал свои жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.

  Чтение отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Не верно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

А в нас.

За нас кричат.

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Когда

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.


                                  

  10.  Рефлексивно- оценочный   этап.

На фоне музыки записываем домашнее задание

 

Запишите свои размышления:
«О чём я задумался серьёзно, прочитав рассказ «Живое пламя?»
  Подготовить   рассказ об одном из участников ВО войны, проживающим в нашем селе.

Спасибо всем за урок!





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Всех с Первомаем!!! С праздником трудящихся, и особенно трудящихся в эти праздничные дни дачников!!! Кому то может первомается На шашлыках, да на природе, У дачника спина не разгибается От первых сорняков на огороде 6813781-a3298085 6813783-a3298085 Москва майская-исп. В Бунчиков, В.Нечаев Старая пластинка.Сколько очарования, красоты, ностальгического умиления в прекрасных мелодичных песнях нашего не так уж далёкого прошлого. Не так давно я прочитал историю песни, которая сопровождала моё детство, и никогда не вызывала никаких сомнений в её принадлежности и направленности Когда слышу эту песню, происходит любопытная вещь: как будто луч света прорезает темноту времени и выхватывает маленький кусочек детства... 1 МАЯ.. Праздник... Самый народный по тем временам... Ну, конечно, после 7 ноября. Новый год проходил тогда почти незаметно. И вот утро 1 мая, кругом флаги, радостные лица.. В памяти ещё были свежи страдания и лишения военного времени и никто не жаловался, не возмущался... Вокруг флаги, улыбающиеся, нарядившиеся во всё лучшее, люди.Кто то с флажками, портретами, лозунгами спешит по улице к электричке, видимо, на демонстрациюСейчас люди, тогда не жившие, объясняют это другими причинами, но не в этом суть. И вижу, как мы, босые (тогда погода уже в мае позволяла) мчимся к школе, где из репродуктора гремит эта песня..И небо голубое, воздух чистый, настроение... и спрашивать не надо...Уже начинается движение сока в ветках деревьев, надуваются почки, а некоторые, наиболее нетерпеливые, высунули свои зелёные язычки, как будто радуясь освобождению от зимней блокады, теплу и Солнцу Ещё робко, будто бы стесняясь, но всё более настойчиво и громко щебечут воробьи А песня гремит на весь посёлок: Кипучая, могучая, никем непобедимая Москва майскаяОна была тогда гимном столице На разных сайтах история её создания несколько различна, но для себя я определил ту, где приведены фото газетных вырезок тех лет. (dzen.rua/Yo3NuMhoXkyQIg0E). Авторами музыки были братья Покрасс, а вот автором текста считается Лебедев-Кумач. И изначальный текст был такой: УТРО красит нежным светом Стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом Вся советская земля. Холодок бежит за ворот, Шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, Сердце Родины моей! ПРИПЕВ: Кипучая, Могучая, Нигде неповторимая, Москва моя, Страна моя, Ты самая любимая! 2. Разгорелся ДЕНЬ веселый, Морем улицы шумят, Из открытых окон школы Слышны крики октябрят. Молодой, большой, нарядный, С непокрытой головой, С песней звонкой и громадной Май проходит над Москвой. 3. ВЕЧЕР тает в белой дымке В ярком зареве зари, И на ножке-невидимке Блещут бусы-фонари. Вот когда встречаться парам! Говорлива и жива, По садам и по бульварам Растекается Москва. 4. НОЧЬ весенняя глядится В тишину Москва-реки, И поют ночные птицы Паровозные гудки. Бьют часы Кремлевской башни, Всё кругом в глубоком сне. До свиданья, день вчерашний, Доброй ночи всей стране! Т.е. это было просто лирическое стихотворение, посвящённое четырём временам суток в Москве. Было оно напечатано один раз в Вечерней Москве, после чего разразился скандал: куплет, посвящённый вечеру, был аналогичен стихотворению Вечер, написанному Палеем ещё в 1915г. Существует мнение, что плагиат был допущен сознательно помощником поэта, таким образом отомстившим за что-то работодателю Стихотворение было откорректировано, более того, для обеспечения дальнейшей неприкасаемости, в него было введено имя Сталина, которое было убрано из текста с очередной корректировкой в 1959г, неповторимая заменено на непобедимая и т.д. Но как бы там ни было, песня была и остаётся тёплым воспоминанием, своего рода реперной точкой в истории нашей страны.
Спасибо, Светлана Сергеевна, на добром слове! Обнимаю!
С праздником!
Очень хорошая работа
Спасибо!
👍😊





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/