священную память о павших из рук в руки,
от сердца к
сердцу.
Память вновь
и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на
занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем.
Память. Она всегда с ними.
Нет в России семьи такой, -
Где
б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Вы дома прочитали рассказ Е.Носова «Живое пламя».
В рассказе чувствуется
внутреннее напряжение, постоянная работа
мысли и чувства писателя, связанная со своеобразным восстановлением каких-то
важных, прерванных войной взаимосвязей.
-
Ваше впечатление от рассказа?
- Назовите слово, которое является,
по-вашему,
главным в определении темы
рассказа.
(
Война. Горе. Смерть. Подвиг. Любовь.
Маки. Память).
- Сформулируйте
основную
тему
текста, опираясь на эти слова.
(
Тема
памяти).
- Что такое память и зачем она нужна
человеку?
Ассоциации к слову «Память».
Воспоминание. Незабываемый. Частичный Запечатлеть. Стереть. Освежить. Всплыть.
Почтить. Воскресить. Восстанавливать. Чтить. Сохранить. Хранить. Ворошить.
Примерные
ответы
: впечатления о прошлом; прошлый опыт;
информация; прежние впечатления; воспоминания;
запас хранимых
в сознании впечатлений;
прошлое;,
способность запоминать , людская память,
чтить память, хранить память и
т.д.
-
Какие герои действуют в рассказе?
Какие поступки они совершают?
-
Представим себе людей, чьи образы создаёт
автор? Кто они? Заполним таблицу.
-
Какую роль в понимании
смысла произведения играет описание цветов,
которые сеяла на своей клумбе тётя Оля?
4. Анализ
эпизода
«Цветы на клумбе тёти Оли».
-
Давайте
рассмотрим, какую роль в понимании смысла произведения играет описание цветов?
Чтение отрывка из произведения.
Примерные ответы учащихся.
(
Чтобы унять свою
душевную боль, тоску по сыну, тётя Оля занимается
разведением
цветов. Самыми интересными из его цветов являются маки. О происхождении мака
существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака сравнивают
с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови
распятого на кресте Христа и с тех пор растёт там, где пролилось много
человеческой крови).
-
Красный мак во многих странах является символом Дня Памяти.
Что мы знаем о маках?
(В Англии существует
национальный праздник - День Маков - дань памяти погибшим солдатам. Эта дата
знаменует годовщину окончания 1-ой мировой войны. За две недели до этого дня
повсеместно начинают продавать красные искусственные маки. Заработанные
средства
идут на помощь ветеранам войн.
Яркий
и символичный цветок
покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть
к одежде
в знак благодарности и светлой
памяти).
5.
В чём заключается смысл названия рассказа
«Живое пламя»?
Учитель.
-
Найдите
в тексте и запишите, какие художественные средства
использует автор для
описания цветения маков.
Художественное средство
|
Примеры из текста
|
Эпитет
|
«зажжённые факелы с живыми, весело
полыхающими на ветру языками пламени»;
«полупрозрачные алые лепестки;
густой багрянец»
|
Сравнение
|
«
маки слепили своей озорной обжигающей яркостью, и рядом с ними
померкли,
потускнели все эти парижские
красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристокр
атия»;
|
Метафора
|
«то вспыхивали трепетно-ярким огнём,
то наливались густым багрянцем»,
«казалось,
что стоит только прикоснуться –
сразу
опалят!»
|
Градация
|
Пламенели
– осыпались - погасли
|
6.
Представление своего понимания данного
высказывания.
-
Какие слова произносит тётя Оля, глядя на
осыпавшиеся маки?
Ученик читает.
Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как-то раньше
без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь
Зато без оглядки, в
полную силу прожита. И у людей так бывает.
- На какие мысли наводят
вас эти слова? Как вы их понимаете?
Примерные ответы учащихся.
·
Тётя Оля полюбила маки потому, что они
ей напоминали о короткой, но
прекрасно прожитой жизни её сына Алексея
– настоящего героя войны.
·
Красный мак – символ Памяти о тех, кто
погиб на войне. А для тёти Оли и
её постояльца – память о погибшем
Алексее.
·
Маки в произведении Е.И. Носова-
символ возвышенного и героического.
Они символизируют короткую жизнь Алёши,
совершившего подвиг и
отдавшего свою
жизнь во имя мира на земле.
7. Страница истории
1 ученик.
Историю Великой Отечественной войны
можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское
сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось
переломным моментом в ходе войны.
На центральном направлении после успешных действий весной 1943 года на линии
фронта образовался так называемый Курский выступ. Гитлеровское командование
разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе
Курска. Но советское командование разгадало намерение врага и создало глубокую
оборону.
5 июля 1943 года началось массированное наступление немецких войск. После
невиданных в мировой истории танковых боев 12 июля враг был остановлен.
Началось контрнаступление Красной Армии.
С первого же дня Курской битвы завязалась упорная борьба за господство в
воздухе. Основная тяжесть борьбы легла на истребительские части, которые с
честью выдержали это испытание.
2 ученик.
И не один герой пал в бою, чтобы
спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край - все, что
мы зовем величавым словом Родина. Строки рассказа Евгения Носова слишком скупы
и не описывают подвиг Алексея. Более подробно о подвигах в Великой
Отечественной войне, особенно летчиках.
3 ученик. Александр Константинович
Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких
самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.
4 ученик. Алексей Петрович Маресьев
– наш земляк, родился в городе Камышине. В марте 1942 года самолет Маресьева
был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и
18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы
и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской
дуге, где сбил 7 самолетов. Алексей Маресьев – человек легенда. Борис Полевой
написал книгу «Повесть о настоящем человеке», в которой рассказывает о подвиге
героя. Умер Алексей Маресьев
18 мая 2001
года.
5 ученик. Александр Иванович Покрышкин,
маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично
сбил 59 самолетов противника.
6 ученик. Иван Никитович Кожедуб,
генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330
вылетов, сбил 62 самолета противника.
7 ученик. Победа далась тяжелой
ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов
человеческих жизней.
Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый
дом.
Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова
благодарности тем, кто выстоял и вернулся.
8.
В
чём особенность
раскрытия темы памяти в
творчестве Е.И. Носова?
Постижение
смысла рассказа.
Тётя Оля, глядя на
расцветшие «живым» пламенем
маки на
клумбе и через два дня закончившие своё цветение, постигает некий философский
смысл гибели своего сына – лётчика, протаранившего вражеский самолёт.
Писатель заставляет нас задуматься над
нравственной сущностью жизни, заставляет стремиться не к безликому
существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
- Почему рассказ называется «Живое пламя»?
С чем у
вас ассоциируется
эта метафора?
(
Живое пламя – это
большой костёр маков, напоминающий искры Вечного огня в честь солдат, погибших
в годы Великой Отечественной войны. Это Память о них, которая живёт в сердцах
родных и совсем незнакомых людей).
9.
Подведение итогов.
-
Удалось ли нам
ответить на вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока?
Маки - это символ возвышенного,
восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с
зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а
осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в
капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом
человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков»,
автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались
все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».
Над чем заставляет задуматься этот рассказ?
Итак, мы с вами убедились, что Е.И. Носов –
замечательный мастер слова. На страницах небольшого произведения он сумел нам
показать жестокость войны. Строки рассказа скупы и не описывают подробно ни
жизнь, ни
подвиг Алексея, но мы
проникаемся глубокой любовью и уважением к нему, ко всем тем, кто отдал свои
жизни за Родину. Мы обязаны помнить, чтобы жить. Память! Она всегда с нами.
Чтение
отрывка из поэмы Егора Исаева
«Суд
памяти».
Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да - вы скажете.
Не верно!
Они кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где-нибудь,
А в нас.
За нас кричат.
Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат
И будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля
С пятью материками.
10.
Рефлексивно- оценочный
этап.
На
фоне музыки записываем домашнее задание
Запишите
свои размышления:
«О чём я задумался серьёзно, прочитав рассказ «Живое пламя?»
Подготовить
рассказ об одном из участников ВО войны,
проживающим в нашем селе.
Спасибо всем за урок!