Психические особенности детей с ЗПР.
У
детей с диагнозом ЗПР наблюдается синдром психического инфантилизма.
Эмоциональная сфера школьников находится на более ранней стадии развития.
Эмоции у ребёнка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины
проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных
систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что
проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании
наглядно-действенного мышления, замедленности формирования
абстрактно-логического мышления.
Основными
проявлениями синдрома психического инфантилизма являются: неадекватная
самооценка, несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в
невозможности соподчинения мотивов, желаний; нескоординированность
эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием
или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна
также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких
движений.
В
речевом развитии у этих детей наблюдается ограниченность словарного запаса,
особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты
произношения, трудности овладения письменной речью.
У
детей с ЗПР при врождённых нарушениях аффективно-волевой сферы поведение
формируется по 2 типам:
Возбудимый
тип – двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность,
агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам,
немотивированные перепады настроения, повышенная внушаемость, патологические
влечения (курение, алкоголизация, ранняя сексуальность, склонность к побегам,
бродяжничество, воровство, жестокость).
Заторможенный
тип – замедленный темп деятельности, повышенная истощаемость, быстрая пресыщаемость
в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, застенчивость,
замкнутость, необщительность.
Тэги: ЗПР, дети с ограниченными возможностями
|