Педагог-психолог
Сольнова
Татьяна Александровна
Возрастные особенности
младших подростков.
Ведущая деятельность младших подростков на этом этапе
развития – общение со сверстниками. И родители, и учителя должны строить свои
взаимоотношения, исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если
учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием,
создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и
общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с
товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического
развития.
Хотя учение и остаётся главным делом
подростка, но основные новообразования в его психике связаны с
общественно-полезной деятельностью. Это связано с тем, что общественно-полезная
деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующие для этого возраста
потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении.
Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные
явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль, правила
поведения. Именно с общественно-полезной деятельностью связаны резервы
воспитания подростка как гражданина.
На
психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает
общественное мнение товарищей. Учитель для подростка не является таким
непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют
высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Устанавливая
отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих
оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям.
Происходит
изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных
возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной
домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
Трудности
в работе с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста:
повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро
протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в
наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью.
Чувство
взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой
особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную
позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и
содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.
Подросток пытается походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и
деятельности. Приобрести их качества и умения, а главное – приобрести права и
привилегии, но не торопится взять ответственность на себя.
Становление
нового типа взаимоотношений подростка и взрослого протекает не всегда гладко.
Чувство собственной взрослости и потребность её признания рождает новую
проблему прав взрослого и подростка в отношении друг с другом. Подросток,
претендуя на новые права, старается расширить свои и ограничить их у взрослого;
имея обострённое чувство собственного достоинства, осознаёт себя человеком,
которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям,
ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на
уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление
самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослыми. В такой
ситуации взрослому надо самому проявлять инициативу в формировании новых
отношений с ребёнком.
Только
живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может
научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи,
общаться с людьми.
|