|
Тамара Юрьевна Замесова
КАК ФИПИ ПРАВЕДНИКОВ У РОССИИ КРАДЕТ
Году литературы — 2015,
объявленному Президентом России,
посвящается...
Вы не любите русскую литературу? Вас не устраивают идеи русских
классиков или раздражают какие-то детали художественных произведений?
Попроситесь на работу в ФИПИ (Федеральный институт педагогических
измерений), и у вас появится огромный простор для деятельности.
Толстой, Чехов, Тургенев — отрывок из любого автора вы сможете выбрать и
подогнать под «новый образовательный стандарт». Что-то сможете
выкинуть, что-то добавить — ведь надо же и классикам соответствовать
современности! Очень удобно вам будет работать с текстами писателей
«второго ряда»: вроде бы на святое не покусились, а сколько
удовольствия...
Особенно это необходимо тем, кто желает
переосмыслить такие понятия русской национальной культуры, как
патриотизм, правда и истина, милосердие, бескорыстие, праведничество.
Самый эффективный способ их "осовременить" - "фипирование" — то есть
массовое использование текстов, где фигурирует "высокое", в качестве
заданий ЕГЭ. В этом случае от чтения у людей начинает сводить скулы
и все внутри сжимается от пошлости. Будьте уверены, что, подобрав
некоторое количество убогих, скучных или претенциозных публицистических
или "полухудожественных" текстов, вы многие тысячи юнцов освободите от
ненужных размышлений о смысле бытия. Им это покажется совсем лишним, как
показывает десятилетний опыт проведения ЕГЭ.
Другой путь более
сложен, но зато в его основе - наслаждение от филигранной работы с
текстами классиков.Подбираете по-настоящему яркий и интересный эпизод
из произведения русского писателя, убеждаетесь в его высокой культурной
значимости. Находите квинтэссенцию смысла,
изымаете поразившую вас реплику
- и вот вам сырой материал для вариантов заданий ЕГЭ. Дальнейшие
действия - техничный, отработанный набор приемов для подготовки
текста «По.. автору» с целью проверки «уровня речевых компетенций»
школьников на ЕГЭ по русскому языку.
Например, ключевая фраза из яркого эпизода воспоминаний Викентия Вересаева «В юные годы» о тете Анне недопустимо старомодно-противоречива: “....
праведница,
которая, умирая, наверное, молилась об одном: чтобы ей в аду было
присуждено место не слишком горячее. И Христос сказал бы ей на страшном
суде: ты губила душу свою и тем спасла ее!” Изымаем - и текст для одного из вариантов заданий на реальном ЕГЭ 2014 почти готов.
(№ 703). Когда первый шаг сделан — дальше будет проще. Дело в том, что
произведения русской литературы всегда построены на противоречиях.
Находим возможность перенастроить акценты — и любой писатель поможет
внушить выпускникам любую идею, какая только покажется полезной и
достойной нового поколения.
Первый элемент методики
«перенастройки»: необходимо определиться с той идеей, которую текст
должен отражать. Скажем, вы уверены, что высокие идеалы самоотречения,
альтруизма, бескорыстной помощи ближнему изжили себя, что на повестке
дня — относительность категории добра. Берете таблицы, в которых
фиксируются правильные формулировки идеи текста и авторской позиции.
Заносите суждения в определенные графы
— и материал для экспертов, по которому будут проверять работы
выпускников, готов. В связи с текстом В. Вересаева о тете Анне из ЕГЭ
2014 года правильный ответ звучит дословно так:
«Доброта должна
быть гармоничной и иметь определенные границы. Проявление доброты может
оказаться сродни пагубной страсти, если человек не останавливается ни
перед чем в стремлении помочь тому, кто, как он считает, нуждается в
этой помощи, часто за счет того, что других он ставит в сложное
положение». Выпускники уже научились, анализируя композицию
классических произведений русских писателей, догадываться, что от них
ждут составители ЕГЭ, не сомневайтесь, что они уловят вашу сверхзадачу,
тихонечко исправят ваши речевые ошибки — куда им деваться? Напишут не
так, как положено, — лишатся баллов.
Следующий шаг — нужно сделать так, чтобы
ВСЯ композиция искомого текста пришла к соответствие с вашей идеей.
Поскольку тетя Анна из воспоминаний ухитрилась все свое имущество
отдать ближним, даже дом заложила, надо, чтобы выпускники не догадались,
насколько это было важно для автора первоисточника. Действуем так:
изымаем из рассказа события и детали, которые характеризуют героиню с положительной стороны,
а все отрицательное, естественно, окажется на поверхности: «Собранные
деньги главою несчастного семейства пропивались; несчастный человек,
получивший место, оказывался прохвостом или пропойцей. И уже давно никто
не верил рекомендациям тети Анны", "...помогать ей было так же трудно и
бесплодно, как запойному пьянице", — вот это важно, это надо
сохранить. Открытая же героиней школа и ее мечты давать ссуды бедным под
очень маленькие проценты - это совсем лишние сведения для
современного выпускника. Вычеркнул — и можно выдохнуть.
Нельзя забывать о мелких деталях! Если
тетя Анна «учительница была плохая», то зачем подробность: "...чуть
ли не на второй год... ученики ее уже начинали отхватывать Бетховена и
Шопена". Вырезать! Если она "худая, с птичьим личиком», то зачем
добавлять «но с не-птичьими.... движениями». Образ должен быть
максимально цельным, без противоречий.
Ну и самое главное.
Нельзя забывать, что русского писателя просто так, голыми руками не
возьмешь. Обязательно где-нибудь да вылезет его «особая духовная
сущность». Вересаев, например, сколько угодно много отрицательных
характеристик дает своей героине, а дети все равно чуют что-то
неладное... Какой-нибудь отягощенный культурой и воспитанием выпускник
вдруг да и заметит, что героиня в долг берет — для других, хоть и не
отдает деньги вовремя, потому что "встретилось чужое горе". Такой
ведь и оправдать постарается героиню, а весь текст не удалишь. Для
этих случаев есть особый метод.
Нужно внести свою собственную крохотную приписочку "от себя", из глубин своей души. В случае c тетей Анной Вересаева специалисты ФИПИ сделали так:
«Когда она знала, что денег не пожертвуют, она просила ссудить определенную сумму на время».
И вот наконец никто уже не сомневается, что героиня -
непрофессиональная, грубая, расчетливая кошелка, которая только и
ищет, чтобы «срубить у кого-нибудь бабла». Зачем ей это нужно? Школьники
теперь найдут ответ самостоятельно: для удовлетворения собственного
тщеславия, ведь героиня - эгоистка.
Цель достигнута! Умные, добрые, замечательные школьники пишут:
«Ее
доброта была лишена смысла, героиня перешла границу морали...»,
«..чрезмерное самопожертвование обычно губительно для окружающих...»,
«..навязчивая идея о помощи всем и вся оставляет ее на дне...»,
«...человек не должен на себя брать функцию общества, государства и
организаций, которые должны заниматься поддержкой бедствующих...»,
«..если помощь другим становится «наркотиком», без которого ты не можешь
жить, - это очень плохо». И неважно, что им потом очень стыдно за написанное.В следующий раз опять сделают то, что положено.
Маленький,
никому не ведомый клерк из ФИПИ всесилен! Сколько ни
читай-считай-пересчитывай, нельзя не согласиться, что отрицательная
оценка в тексте преобладает, а добро в нем - категория относительная.
Ни один учитель теперь не докажет своим ученикам, что для русского
языка и русской культуры недопустимы выражения
«чрезмерная доброта», «недопустимая помощь» ближним, "бессмысленное бескорыстие". Они теперь актуальны для тысяч выпускников.
Впрочем,
так им и надо, этим учителям. 10 лет молчали, отменяли литературу ради
подготовки к ЕГЭ по русскому, не подумали отстоять праведников Лескова
- этих пьяницу Левшу и убийцу Ивана Северьяновича. Отправили их на
свалку как не поддающихся правкам и занесению идей о них в таблицы.
Пусть
теперь обсуждают со школьниками эрзацы «По Вересаеву», «По Толстому»
или «По Лескову». Несомненно, это удивительно удобно и приятно. Для всех
категорий читателей.
Мария Чистякова,
Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО),
Санкт-Петербург
Источник сайт Педсовет.org
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=2077&showentry=33661#comments
Тэги: ФИПИ, ЕГЭ, русский язык, литература
|
| 2015-02-04 23:23:03 - Николай Иванович Крюков Я читал это раньше и в комментариях написал, что сии деятели сильно смахивают на пятую колонну. Разве не так? | | 2015-02-04 23:38:52 - Юлия Владимировна Певгонен `так им и надо, этим учителям. 10 лет молчали` -не совсем справедливо. Писали в ЛГ, в МК. Возможно, бились на своих, школьных уровнях. Но второй школьный уровень - это завучи и директора. А эти могут биться только за кресла. Что касается ФИПИ... есть заказ, они его выполняют. | | 2015-02-05 11:10:52 - Константин Борисович С. Учителя постареют, ученики повзрослеют. Что учителя в них заложили с тем и дело иметь будут.
И чиновнички из ФИПИ тоже придут оформлять пенсию к продуктам своего творчества.
`Мерою, ею же мерите, да вам отмерено будет` (Матф. 7:2) | | 2015-02-05 19:31:23 - Юлия Владимировна Певгонен А и то верно, Константин Борисович. Только посеянное учителями порой в семьях вырывается с корнем, даже всходов нет. |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|