Эссе «Моя педагогическая философия».
А учитель – человек, навечно вызванный к доске и отвечающий урок жизни.
…Утро
. Я открываю глаза. Надо тихо и быстро собраться на работу, чтобы не разбудить сына. Но он уже бдительно следит за мной. И только стоило мне пошевелиться, как он бросается ко мне и кричит: «Не пущу! Не пущу!
И моё сердце сжимается. Я крепко прижимаю его к себе и нежно шепчу на ушко: Надо, сынок, на работу идти, детей учить, они меня ждут».
- Я, я жду тебя! Меня учи, учи меня! – Обхватив меня за шею, уговаривает он.
Ему всего четыре года, за ним присматривает бабушка. Почему же он так тревожен?
Моё сердце переполняет материнская любовь. Я плачу от умиления, от того, что у меня есть сын.
…Любовь к детям…
Детская привязанность к взрослым… Понимаем ли мы эту сложную душевную связь?
Родительская любовь самоотверженна и неоспорима. А вот умеем ли мы, взрослые, проявлять её так, чтобы дети поняли и почувствовали её. Я думаю, что для этого надо понять ребёнка, жить его тревогами и радостями.
…А
какая детская любовь – тревожная, спокойная, радостная? Как воспринимает окружающий мир маленький человек, который доверяет свою жизнь нам, взрослым, и ждёт только покоя и радости от общения?
Однажды в детском саду вновь прибывшего мальчика спросили: «Как тебя зовут?» Он окинул испуганным взглядом всех, переминаясь с ноги на ногу, прижимая к себе маленькую машинку, проговорил: «Сынок». Я представляю, что этим словом он защитил себя.
В мыслях
он был вместе с родителями.
Дети доверчивы, непосредственны.
Это делает их беззащитными. Особенно в наше время, когда они не чувствуют всеобщего внимания к их безопасности.
Как эту взаимную привязанность использовать для создания такого окружения, чтобы маленький человек спокойно, уверенно и радостно рос и физически и духовно.
Есть
у Б.Пастернака строка: «О, детство! Ковш душевной глуби»… Кто и чем наполняет это ковш? Прежде всего мать. Вот кому природой дано любящее сердце, способное на самопожертвование. Детям эта любовь должна быть понятна. Тогда почему они часто спрашивают родителей: «Мам, а ты ме6ня любишь? Пап, а ты меня любишь?».
Родители заняты работой, домашними делами, часто времени не хватает, чтобы разобраться в душевном состоянии ребёнка, какими эмоциями наполнен его мир, почему он неспокойно спал? Почему ученик на уроке прослушал объяснение, чем заняты его ум и сердце?
…Я вглядываюсь в лица детей, стараюсь понемногу приоткрыть завесу скрытости, откликнуться на тревогу ребёнка.
В первом классе
в начале учебного года я предлагаю родителям прочитать книгу А Толстого «Детство Никиты», потом организую круглый стол, где родители обмениваются мнениями, произведения В Крапивина «Каравелла», «Всадник со станции Роса» в 3-4 классах. Взрослые и не подозревают, что мир ребёнка сложен, полон тревог и требует понимания. Вот почему я всё больше и больше признаю значимость моей профессии. Как сказал В.Сухомлинский: «Мне хочется обнять и приласкать всех детей страны, чтобы никто из них не знал горя и страдания».
Но летит время
. Один класс сменяется другим, а вопросов о воспитании возникает всё больше и больше: бывают и разочарования, неудовлетворённость, неудачи. Наивно предполагать, что все родители и воспитатели поступаю верно и последовательно.
«Дети надоедливы, воспитатель нетерпелив – что же! Нельзя себе представлять педагога в белых перчатках с бутоньеркой в петлице» (Я.Корчак). Но надо быть искренним с ребёнком, дать понять, что ты с ним вместе переживаешь и страдаешь – одним словом отдать ему сердце.
Наступает драматичный час
в сложной истории нашей любви к детям. Терпение кончается, умиление сменяется негодованием. Казалось бы надо сломать, заставить, потребовать. Значит, кончилась любовь к ребёнку? Это женщине можно сказать: «Я вас любил…» Ребёнку так не скажешь. У вечной и верной любви и детям нет прошедшего времени.
«Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей», – пишет Януш Корчак.
– «и лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство», право на ошибку. В конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость.
Я.Корчак напишет: «В обстановке дезорганизованности и расхлябанности могут развиваться только немногие исключительные дети, из десятков же не будет толка».
Это я твёрдо усвоила, что в школе должен быть порядок. Любящий может требовать, а нелюбящий и по головке не должен гладить. Всякое общение с ребёнком без любви – пустое общение.
На родительских собраниях стараюсь больше показывать, как много хорошего в их детях, как их надо любить.
Я уверена, что любовь взрослых к детям и детская привязанность - опора для взросления наших учеников. Но чувство недовольства собой, что я ещё не всё сделала, наверное будет преследовать меня всё время, а это будет двигать меня вперёд.
|