Тема:
«Методическая
работа в учреждении дополнительного образования детей»
Реферат подготовил:
Абызова Евгения Сергеевна
Должность:
___________________ методист
Место работы:
________________ МБОУ ДО ДДТ
.
Введение
Образовательный процесс – это
целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и
воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего
развития обучаемых.
Сегодня в связи с необходимостью
рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль
деятельности методической службы, правильная организация которой является
важнейшим средством повышения качества дополнительного образования.
В учреждениях дополнительного образования
детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации
методистов, программно-методического обеспечения деятельности педагогов,
внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс,
оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.
Определяется методическая деятельность как
система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на
развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня
образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методическая
работа в учреждении дополнительного
образования
детей
Методическая работа в ДДТ - это
систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических
работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и
профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько
аспектов:
- деятельностный аспект позволяет выделить
такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы,
результаты;
- содержательный аспект представлен тремя
взаимосвязанными направлениями методической работы: методической,
научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки;
- управленческий аспект подразумевает
следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация,
контроль и регулирование.
Цель методической работы : создание
условий для роста и совершенствования профессионального мастерства
педагогических работников.
Задачи методической работы : оказание
помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов
обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование
творчества в профессиональной деятельности педагогических работников ДДТ.
Структура методической работы
разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами
структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое
объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные
творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.
Организация деятельности методической
работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические
конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы молодого специалиста. Все направления
методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:
- актуальность - востребованность
педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ
"Об образовании", Концепции модернизации дополнительного образования
детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому
коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;
- научность - этот принцип нацеливает на
достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов
современным научным достижениям в различных областях деятельности;
- системность - этот принцип требует
подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой
зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с
педагогами;
- комплексный характер - принцип
предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения
квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания,
психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);
- оперативность, гибкость, мобильность -
этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям,
требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее
передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;
- творческий характер - способность найти
интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении
атмосферы творческого труда и взаимодействия;
- последовательность, преемственность,
непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования,
охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного
года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;
- конкретность, направленность - учет
индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей
системы методической работы. Выделение главного, существенного в
образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;
- единство теории и практики - принцип
предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и
практической деятельности педагогов.
Виды учебной документации в учреждении
дополнительного образования детей
Существует большое количество видов
учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую –
основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно
иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть
такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.
К основной учебной документации относятся
образовательная программа, календарно-тематические планы, планы занятий и
воспитательных мероприятий. В деятельности педагога дополнительного образования
эта
документация имеет первостепенное значение
и должна предшествовать началу образовательного процесса. Образовательная
программа – база, на основе которой ведется перспективное и тематическое
планирование. Планы разрабатываются и к каждому учебному занятию, при этом
наличие подробных планов-конспектов занятий необходимо в случае, если педагогом
проводится открытое или итоговое занятие.
Дополнительная учебная документация
востребована на определенном этапе образовательного процесса. В ходе реализации
образовательной программы педагогами дополнительного образования широко
используется диагностический и исследовательский аппарат. Это различные
контрольно–оценочные диагностики, тесты стартовой, промежуточной и итоговой
аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие
непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся. По
дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные
маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими
возможностями.
Одним из критериев вида учебной
документации является ее целесообразность, необходимость для совершенствования
образовательного процесса. В широком смысле под «документом» понимается любой
материальный носитель данных и информации, следовательно, он может быть
представлен не только в форме печатной продукции, но и в форме аудио- и
видеоматериалов, которые способствуют решению задачи сохранения и
распространения педагогического опыта.
Заключение
Любой педагог, организуя и проводя учебные
занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь
ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким
образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему
совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие
способности, а может быть и его профессиональные навыки.
Изучив особенности организации
методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить,
что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его
квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих
образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится
процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий,
в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными
возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования
обладает методическая служба
Методическая служба должна принимать
непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом
советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов
и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий,
повышающих эффективность работы методической службы и результативность
деятельности учреждения в целом.
Основными элементами методической
деятельности при таком подходе являются: оказание организационно-методической и
технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей; внедрение в практику
научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и
теоретической компетентности педагога; доведение до сведения педагогов
нормативных документов; организация системы повышения квалификации педагогов;
руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.
Особую значимость деятельности
методической службы придают следующие задачи: обеспечение развития учреждения
дополнительного образования детей; развитие творческого потенциала педагогов,
выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до
сотрудников; разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания;
достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на
современной педагогической парадигме; разработка образовательных программ
дополнительного образования нового поколения; организация проведения
опытно-экспериментальной работы.
Педагог дополнительного образования
сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:
отсутствие жесткой регламентации в работе; значительное расширение возможностей
получения информации; модернизация социальных функций педагога, изменение
системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию
решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Для творческого педагога - это благо, а
для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность
методической службы будет усиливаться и развиваться.
Методическая служба нуждается в четко
выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование,
организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
Список литературы:
1.Буйлова Л.В. «Организация методической
службы учреждений дополнительного образования детей», Гуманитарный издательский
центр « Владис», 2011г.;
2. Боденко И.А. «Методические материалы по
комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного
учреждения». Москва «Новый учебник» 2013 г.
3. Кульневич В.Н. «Дополнительное
образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2015 г.
4. Логинова Л.Г. «Качество дополнительного
образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2011г.
5.Станченкова Н.П. Нормативное и
информационное обеспечение образовательной деятельности учреждения
дополнительного образования./ Дополнительное образование. -№ 11. - 2001.