Тема: Особенности - Оксана Валерьевна Карнюшкина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
















Статистика


 Просмотров: 43
 Посетителей: 26
 Подробности









Оксана Валерьевна Карнюшкина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Оксана Валерьевна Карнюшкина / Блог / Тема: Особенности


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 февраля 2020, 20:01, автор - хозяйка блога
Оксана Валерьевна Карнюшкина

Тема: Особенности

Тема: Особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ методик.  

    При общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста  одним из нарушенных речевых компонентом является несформированность  фонематического восприятия.    

    Фонематическое восприятие – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

    Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

  Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

     У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Таким образом, без способности ребенка к осуществлению фонематического восприятия, ребенок не может овладеть речью, понимание обращенной речи затрудненно, у него не формируются правильное звукопроизношение, грамматический строй и не пополняется словарный запас ребенка. Фонематическое восприятия развивается поэтапно от самого рождения. Ребенок постепенно научается воспринимать шумы и звуки, различать их высоту длительность и т.д. Потом происходит распознавание и дифференциация речевых звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляторным свойствам, а ближе к шести  годам, ребенок должен уметь осуществлять тонкую дифференцировку звуков.  

     Как же сформировать фонематическое восприятие у ребенка старшего дошкольного возраста? Чтобы осуществить этот процесс, необходимо сначала провести диагностирование, затем сформировать  фонематический слух  методами и приемами, направленными  на формирование  звукобуквенного анализа и синтеза и повторно провести диагностирование, которое  покажет уровень сформированности фонематического восприятия.

 Для  этого на базе моего учреждения   была проведена экспериментальная работа, в которой приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Первая группа в составе 5 человек – группа «Ягодка», вторая группа также в состав пяти человек – Группа «Радуга». Целью работы являлось применение специальных методов и приемов, разработанных учителем-логопедом детского сада, способствующих формированию фонематического восприятия. Сначала со всеми детьми из групп было проведено диагностирование, на котором были выявлены уровни сформированности фонематического восприятия (Приложение 1).

   Затем  на занятиях к детям группы «Ягодка» применялись следующие методы и приемы работы:

Формирование  звукобуквенного анализа.

1.«Весёлая Азбука» . Задачи: способствовать закреплению понятию «Буква – звук», «согласные», «гласные»,  формировать навыки слогослияния,  определения места звука в слове -начало, середине, на конце, количество слогов в слове.

2. «Дружные буквы». Задачи: закрепление графического изображения букв,  умения составлять из букв слоги и слова, навыка определения буквы соответствующему  звуку речи.

3. «Уроки у Мальвины» Задачи: обучение  звукобуквенному анализу, путем составления  звуковых схем.

Формирование  фонематического слуха.

1.      «Повторялки». Задачи: научить детей  определять звук по артикуляционному укладу,  закрепить умение выделять заданный звук.

2.      «Внимательные ушки, веселые ладошки». Задачи: сформировать умение определять заданный звук , место звука, заданный слог, место слога, количество звуков.

3.      «Речевки».Задачи: научить детей  сопоставлять речь и ритм.

4.      «Логоритмика».Задачи:  совершенствовать умения  звукоподражания, умения проговаривать  под музыкальное сопровождение, соблюдая ритмический рисунок.

5.      «Послушайки» . Задачи: учить детей повторять прослушиваемые   аудио версии сказок, стихов, чистоговорки, звучалки и пр.

После проведенной работы с данными методиками, разработанными в нашем учреждении, было проведено вторично диагностирование  всех детей. Мониторинг показал, что дети из первой группы «Ягодка» повысили свой уровень сформированности фонематического восприятия, а  дошколята из группы «Радуга» свой уровень фонематических процессов не  изменили (Приложение 2). Т.о. можно  понять, что данные методики и приемы  позволяют повысить уровень развития и сформированности фонематического восприятия у детей  и должны обязательно применяться в практической деятельности  воспитателей  и специалистов.  

Обследование фонематического восприятия у детей  дошкольного возраста.

                                  Предварительная таблица.                 Приложение №1.

3 балла –ответ , повтор задания полный и качественный.

2 балла – в ответе присутствуют ошибки, но в целом ответ правильный.

1 балл -   у ответа масса ошибок, задание не  выполнено.

 

п/№

Задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

Группы

«Ягодка»

Дети

Группы

«Радуга»

Маша Т.

Петя А.

Софья М.

Кирилл Л.

Вера Д.

Влад С.

Егор Л.

Настя С.

Михаил Ф.

Рома Т.

1.        

Повтори звук: [а, о, в, п, с,ж, ш]

 

3

3

2

2

3

3

1

1

3

2

2.        

Повтори   только звуки [м]  за мной : п,т,и,м,в,о,м,н,х,ш,м,ф,ы,у,м,а,ц,м

2

2

2

1

2

2

1

1

2

2

3.        

Какой первый звук в слове:

слон, мама, утка, автобус, кот, школа, мышь, аист, облако,  игры, молоко,  маска, улица, осень, море

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

4.        

С каким звуком слов встречалось больше?

2

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.        

Какой последний звук в слове: камыш, ведро, автобус, ком, ток,  улитка,  тапки, лицо, мечта, озеро, какаду, зеркало,  санки, кот, облако.

2

3

1

2

1

3

1

1

2

1

6.        

С каким звуком слов встречалось больше?

2

 

1

1

1

1

1

1

1

3

2

7.        

Хлопни  в ладоши, когда услышишь звук [ш] среди других звуков: р,х,ш,щ,м,а,цц,ч,ш,л,а,в,ц,ы,н,ш,и,ш,ж,к,ш

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

8.        

Побарабань ладошками, когда услышишь, что в слове есть   звук  [б]: булка, бабушка, поле, пожар, танк, каблук, крот, краб, Борис, бегемот, облака,  берег, акула, бригада, проба, буквы, пенал, вода, бутылка, кабина, ракета, работа,  лоб.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

1

9.        

Подними руки вверх, если услышишь слово со звуком [ш], опусти, если услышишь слово со звуком [ж]: шапка, шубка, жук, карандаш, можно, важно, шторм, вешалка, живот, шакал, жираф, ..

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

10.    

Какой одинаковый звук в слове: БаБушка, ШиШка, АкулА, ОкнО, ПроПасть,  ЧервяЧок,  вНимаНие,  РефРежеРатоР кУкУрУза, СоСиСки

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

11.    

Подбери картинку, что изображенное на ней начиналось на звук [к, р, т, а, о, д,ц,щ]

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

12.    

Повтори за мной:

та-та-да , ту-ту-ты, ты-то-то-до,

том-дом-дам, нам-вам-сам, сын-сон-сан, лоб-лбы-лобик, кот-коты-котик,

са-ша-са-ша-су-ши, пи-ла-пи-лу-пи-ли.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13.    

Отстукивание  разных ритмов  пальчиком, рукой, кулаком.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

14.    

Итоговые сведения :

 

24

20

16

16

19

22

14

13

25

17

39-25 – высокий уровень формирования фонематического восприятия

26-12 – средний уровень формирования фонематического восприятия

13-0 –  низкий уровень формирования фонематического восприятия

                              

                                            Контрольная  таблица.                 Приложение №2.

3 балла –ответ , повтор задания полный и качественный.

2 балла – в ответе присутствуют ошибки, но в целом ответ правильный.

1 балл -   у ответа масса ошибок, задание не  выполнено.

п/№

Задание

 

 

 

 

 

 

Дети

Группы

«Ягодка»

Дети

Группы

«Радуга»

Маша Т.

Петя А.

Софья М.

Кирилл Л.

Вера Д.

Влад С.

Егор Л.

Настя С.

Михаил Ф.

Рома Т.

1.        

Повтори звук: [а, о, в, п, с,ж, ш]

 

3

3

3

3

3

3

1

1

3

2

2.        

Повтори   только звуки [м]  за мной : п,т,и,м,в,о,м,н,х,ш,м,ф,ы,у,м,а,ц,м

3

3

3

3

3

2

1

1

2

2

3.        

Какой первый звук в слове:

слон, мама, утка, автобус, кот, школа, мышь, аист, облако,  игры, молоко,  маска, улица, осень, море

3

2

3

3

3

2

1

1

2

1

4.        

С каким звуком слов встречалось больше?

 

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

5.        

Какой последний звук в слове: камыш, ведро, автобус, ком, ток,  улитка,  тапки, лицо, мечта, озеро, какаду, зеркало,  санки, кот, облако.

3

3

3

2

3

3

1

1

2

1

6.        

С каким звуком слов встречалось больше?

 

3

3

3

3

3

1

1

1

3

2

7.        

Хлопни  в ладоши, когда услышишь звук [ш] среди других звуков: р,х,ш,щ,м,а,цц,ч,ш,л,а,в,ц,ы,н,ш,и,ш,ж,к,ш

3

3

3

3

3

2

1

1

2

2

8.        

Побарабань ладошками, когда услышишь, что в слове есть   звук  [б]: булка, бабушка, поле, пожар, танк, каблук, крот, краб, Борис, бегемот, облака,  берег, акула, бригада, проба, буквы, пенал, вода, бутылка, кабина, ракета, работа,  лоб.

3

3

2

2

3

2

1

1

2

1

9.        

Подними руки вверх, если услышишь слово со звуком [ш], опусти, если услышишь слово со звуком [ж]: шапка, шубка, жук, карандаш, можно, важно, шторм, вешалка, живот, шакал, жираф, ..

3

3

3

3

3

2

1

1

2

1

10.    

Какой одинаковый звук в слове: БаБушка, ШиШка, АкулА, ОкнО, ПроПасть,  ЧервяЧок,  вНимаНие,  РефРежеРатоР кУкУрУза, СоСиСки

3

3

2

2

3

2

1

1

2

1

11.    

Подбери картинку, что изображенное на ней начиналось на звук [к, р, т, а, о, д,ц,щ]

3

3

3

3

3

1

1

1

2

2

12.    

Повтори за мной:

та-та-да , ту-ту-ты, ты-то-то-до,

том-дом-дам, нам-вам-сам, сын-сон-сан, лоб-лбы-лобик, кот-коты-котик,

са-ша-са-ша-су-ши, пи-ла-пи-лу-пи-ли.

3

3

3

2

3

1

1

1

2

1

13.    

Отстукивание  разных ритмов  пальчиком, рукой, кулаком.

3

3

3

3

2

1

1

1

2

1

14.    

Итоговые сведения

 

39

34

36

35

38

23

13

13

28

18

39-25 – высокий уровень формирования фонематического восприятия

26-12 – средний уровень формирования фонематического восприятия

13-0 –  низкий уровень формирования фонематического восприятия

      



Тэги: Методики развития фонематического восприятия.



ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2020-02-27 23:30:45 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Согласна с Вами, Алевтина Петровна, про репетиторов. Буквально в прошлом году у коллеги был класс, где она классный руководитель была. И еще она - учитель английского. Эксперт ОГЭ. Говорит своему `подопечному`, чтобы пришел к ней на консультации по экзамену английскому (бесплатно). Он не в её группе учебной был. Просто как классный руководитель пригласила. Мамаша с гонором и амбициями. Ребенок ленивый. Говорят: мы с репетитором из Египта занимаемся. Ну, понятно, куда уж нам, местным, ...`в калашный ряд`. Не пришел. В итоге сдал английский на `2`. А наши `простые смертные` сдали хорошо ВСЕ! Зато `с репетитором` они ..., а после всех учителей будут об...ать.
Возвращение в 45-ом 6725917-a4293697 За Днём сирени День Победы Расцвёл в улыбках и слезах, В объятиях, стрельбою в небо, Но без цветов пока в руках. Сирень своё возьмёт по праву: Собой украсит путь прямой Души солдата, что со славой Летит, летит уже домой. Стучат колёса, песни, толки, Бегут навстречу провода, Войной разбитые посёлки, Печные трубы, города... Своя земля!.. Всё понимают... Но как от глаз разруху скрыть! Сирень кипит, благоухает, Бойцам стараясь услужить. Вот остановка Жёны, дети... Пытливый материнский взгляд... Рукопожатия... букеты Сирени... Вновь стучат, стучат Колёса, приближая час Большой, конечной остановки. Оркестр, сирень, свет милых глаз, Объятья, слёзы, гимнастёрки...
Александр Геннадьевич!!!! Вы исключительно избирательно читаете комментарии: выхватываете один момент и раскручиваете на его основании свои выводы. Причём, начинаете обвинять автора в придуманных Вами грехах.)) Так-то я в образовании только последние 8 лет из 60 лет стажа на этом поприще занимаюсь репетиторством, 52 года отдала именно ШКОЛЕ, в которой работала точно так же, как и теперь работаю с `богатенькими` (по-вашему) детьми. Редко попадаются богатенькие, да и они очень хорошо считают и не разбрасываются своими деньгами. Дело в том, что Вы даже представить не можете, каков он труд репетитора. Скажу Вам по секрету, что далеко не каждый учитель может заниматься репетиторством. Почему? Попробуйте включить логику и найдёте ответ.
Александр Геннадьевич, Вы все смешали в одну кучу. Во-первых, Алевтина Петровна всегда говорила, что всегда обучала детей одинаково и на работе, и сейчас (дома). И ушла она из-за административного давления, а не чтобы репетитором работать. Это у неё хобби по необходимости. Люди просят. Во-вторых, если ребенок в школу пришел УЧИТЬСЯ, его НАУЧАТ, а если решать свои психологические проблемы всей семьей и самоутверждаться за счет учителей, то тут не каждый учитель рвется разруливать. Я, например, научу предмету во время урока (работы), но настаивать не собираюсь. И выполнять безумные требования родителей не собираюсь. И тратить свои нервы на лентяя не буду. И дети, пришедшие УЧИТЬСЯ, сдают экзамены в 9 и 11 классе и без репетиторов. В том числе и в прошлом году у меня были такие выпускники. В-третьих, в моей школе так работает бОльшая часть учителей. Так что НЕ надо обобщать. В-четвертых, то же самое и в медицине. Я вот до прошлого года почти не болела и не связывалась с этой темой. А за последний год увидела и качественную бесплатную медицину, и хороших, добросовестных бесплатных врачей. А диагноз у меня - врагу не пожелаешь. Да и во время ковида меня качественно и бесплатно лечили. Так что, опять же, не надо обобщать. Люди разные в любой профессии есть. Да и профессионализм с совестью никто не отменял на любой работе. И отношение к своему делу разное. И электрики, и водители, и следователи, и прочие специалисты.
Спасибо! С наступающим праздником! Здоровья вам и сил творить.
Александр Леонидович, спасибо. Хорошо сказано!!!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/