Тема: Особенности - Оксана Валерьевна Карнюшкина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ
















Статистика


 Просмотров: 43
 Посетителей: 26
 Подробности









Оксана Валерьевна Карнюшкина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Оксана Валерьевна Карнюшкина / Блог / Тема: Особенности


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 февраля 2020, 20:01, автор - хозяйка блога
Оксана Валерьевна Карнюшкина

Тема: Особенности

Тема: Особенности формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ методик.  

    При общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста  одним из нарушенных речевых компонентом является несформированность  фонематического восприятия.    

    Фонематическое восприятие – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

    Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

  Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

     У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Таким образом, без способности ребенка к осуществлению фонематического восприятия, ребенок не может овладеть речью, понимание обращенной речи затрудненно, у него не формируются правильное звукопроизношение, грамматический строй и не пополняется словарный запас ребенка. Фонематическое восприятия развивается поэтапно от самого рождения. Ребенок постепенно научается воспринимать шумы и звуки, различать их высоту длительность и т.д. Потом происходит распознавание и дифференциация речевых звуков далеких друг от друга по акустико-артикуляторным свойствам, а ближе к шести  годам, ребенок должен уметь осуществлять тонкую дифференцировку звуков.  

     Как же сформировать фонематическое восприятие у ребенка старшего дошкольного возраста? Чтобы осуществить этот процесс, необходимо сначала провести диагностирование, затем сформировать  фонематический слух  методами и приемами, направленными  на формирование  звукобуквенного анализа и синтеза и повторно провести диагностирование, которое  покажет уровень сформированности фонематического восприятия.

 Для  этого на базе моего учреждения   была проведена экспериментальная работа, в которой приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Первая группа в составе 5 человек – группа «Ягодка», вторая группа также в состав пяти человек – Группа «Радуга». Целью работы являлось применение специальных методов и приемов, разработанных учителем-логопедом детского сада, способствующих формированию фонематического восприятия. Сначала со всеми детьми из групп было проведено диагностирование, на котором были выявлены уровни сформированности фонематического восприятия (Приложение 1).

   Затем  на занятиях к детям группы «Ягодка» применялись следующие методы и приемы работы:

Формирование  звукобуквенного анализа.

1.«Весёлая Азбука» . Задачи: способствовать закреплению понятию «Буква – звук», «согласные», «гласные»,  формировать навыки слогослияния,  определения места звука в слове -начало, середине, на конце, количество слогов в слове.

2. «Дружные буквы». Задачи: закрепление графического изображения букв,  умения составлять из букв слоги и слова, навыка определения буквы соответствующему  звуку речи.

3. «Уроки у Мальвины» Задачи: обучение  звукобуквенному анализу, путем составления  звуковых схем.

Формирование  фонематического слуха.

1.      «Повторялки». Задачи: научить детей  определять звук по артикуляционному укладу,  закрепить умение выделять заданный звук.

2.      «Внимательные ушки, веселые ладошки». Задачи: сформировать умение определять заданный звук , место звука, заданный слог, место слога, количество звуков.

3.      «Речевки».Задачи: научить детей  сопоставлять речь и ритм.

4.      «Логоритмика».Задачи:  совершенствовать умения  звукоподражания, умения проговаривать  под музыкальное сопровождение, соблюдая ритмический рисунок.

5.      «Послушайки» . Задачи: учить детей повторять прослушиваемые   аудио версии сказок, стихов, чистоговорки, звучалки и пр.

После проведенной работы с данными методиками, разработанными в нашем учреждении, было проведено вторично диагностирование  всех детей. Мониторинг показал, что дети из первой группы «Ягодка» повысили свой уровень сформированности фонематического восприятия, а  дошколята из группы «Радуга» свой уровень фонематических процессов не  изменили (Приложение 2). Т.о. можно  понять, что данные методики и приемы  позволяют повысить уровень развития и сформированности фонематического восприятия у детей  и должны обязательно применяться в практической деятельности  воспитателей  и специалистов.  

Обследование фонематического восприятия у детей  дошкольного возраста.

                                  Предварительная таблица.                 Приложение №1.

3 балла –ответ , повтор задания полный и качественный.

2 балла – в ответе присутствуют ошибки, но в целом ответ правильный.

1 балл -   у ответа масса ошибок, задание не  выполнено.

 

п/№

Задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети

Группы

«Ягодка»

Дети

Группы

«Радуга»

Маша Т.

Петя А.

Софья М.

Кирилл Л.

Вера Д.

Влад С.

Егор Л.

Настя С.

Михаил Ф.

Рома Т.

1.        

Повтори звук: [а, о, в, п, с,ж, ш]

 

3

3

2

2

3

3

1

1

3

2

2.        

Повтори   только звуки [м]  за мной : п,т,и,м,в,о,м,н,х,ш,м,ф,ы,у,м,а,ц,м

2

2

2

1

2

2

1

1

2

2

3.        

Какой первый звук в слове:

слон, мама, утка, автобус, кот, школа, мышь, аист, облако,  игры, молоко,  маска, улица, осень, море

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

4.        

С каким звуком слов встречалось больше?

2

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.        

Какой последний звук в слове: камыш, ведро, автобус, ком, ток,  улитка,  тапки, лицо, мечта, озеро, какаду, зеркало,  санки, кот, облако.

2

3

1

2

1

3

1

1

2

1

6.        

С каким звуком слов встречалось больше?

2

 

1

1

1

1

1

1

1

3

2

7.        

Хлопни  в ладоши, когда услышишь звук [ш] среди других звуков: р,х,ш,щ,м,а,цц,ч,ш,л,а,в,ц,ы,н,ш,и,ш,ж,к,ш

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

8.        

Побарабань ладошками, когда услышишь, что в слове есть   звук  [б]: булка, бабушка, поле, пожар, танк, каблук, крот, краб, Борис, бегемот, облака,  берег, акула, бригада, проба, буквы, пенал, вода, бутылка, кабина, ракета, работа,  лоб.

2

2

1

1

2

2

1

1

2

1

9.        

Подними руки вверх, если услышишь слово со звуком [ш], опусти, если услышишь слово со звуком [ж]: шапка, шубка, жук, карандаш, можно, важно, шторм, вешалка, живот, шакал, жираф, ..

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

10.    

Какой одинаковый звук в слове: БаБушка, ШиШка, АкулА, ОкнО, ПроПасть,  ЧервяЧок,  вНимаНие,  РефРежеРатоР кУкУрУза, СоСиСки

2

2

1

1

1

2

1

1

2

1

11.    

Подбери картинку, что изображенное на ней начиналось на звук [к, р, т, а, о, д,ц,щ]

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

12.    

Повтори за мной:

та-та-да , ту-ту-ты, ты-то-то-до,

том-дом-дам, нам-вам-сам, сын-сон-сан, лоб-лбы-лобик, кот-коты-котик,

са-ша-са-ша-су-ши, пи-ла-пи-лу-пи-ли.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13.    

Отстукивание  разных ритмов  пальчиком, рукой, кулаком.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

14.    

Итоговые сведения :

 

24

20

16

16

19

22

14

13

25

17

39-25 – высокий уровень формирования фонематического восприятия

26-12 – средний уровень формирования фонематического восприятия

13-0 –  низкий уровень формирования фонематического восприятия

                              

                                            Контрольная  таблица.                 Приложение №2.

3 балла –ответ , повтор задания полный и качественный.

2 балла – в ответе присутствуют ошибки, но в целом ответ правильный.

1 балл -   у ответа масса ошибок, задание не  выполнено.

п/№

Задание

 

 

 

 

 

 

Дети

Группы

«Ягодка»

Дети

Группы

«Радуга»

Маша Т.

Петя А.

Софья М.

Кирилл Л.

Вера Д.

Влад С.

Егор Л.

Настя С.

Михаил Ф.

Рома Т.

1.        

Повтори звук: [а, о, в, п, с,ж, ш]

 

3

3

3

3

3

3

1

1

3

2

2.        

Повтори   только звуки [м]  за мной : п,т,и,м,в,о,м,н,х,ш,м,ф,ы,у,м,а,ц,м

3

3

3

3

3

2

1

1

2

2

3.        

Какой первый звук в слове:

слон, мама, утка, автобус, кот, школа, мышь, аист, облако,  игры, молоко,  маска, улица, осень, море

3

2

3

3

3

2

1

1

2

1

4.        

С каким звуком слов встречалось больше?

 

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

5.        

Какой последний звук в слове: камыш, ведро, автобус, ком, ток,  улитка,  тапки, лицо, мечта, озеро, какаду, зеркало,  санки, кот, облако.

3

3

3

2

3

3

1

1

2

1

6.        

С каким звуком слов встречалось больше?

 

3

3

3

3

3

1

1

1

3

2

7.        

Хлопни  в ладоши, когда услышишь звук [ш] среди других звуков: р,х,ш,щ,м,а,цц,ч,ш,л,а,в,ц,ы,н,ш,и,ш,ж,к,ш

3

3

3

3

3

2

1

1

2

2

8.        

Побарабань ладошками, когда услышишь, что в слове есть   звук  [б]: булка, бабушка, поле, пожар, танк, каблук, крот, краб, Борис, бегемот, облака,  берег, акула, бригада, проба, буквы, пенал, вода, бутылка, кабина, ракета, работа,  лоб.

3

3

2

2

3

2

1

1

2

1

9.        

Подними руки вверх, если услышишь слово со звуком [ш], опусти, если услышишь слово со звуком [ж]: шапка, шубка, жук, карандаш, можно, важно, шторм, вешалка, живот, шакал, жираф, ..

3

3

3

3

3

2

1

1

2

1

10.    

Какой одинаковый звук в слове: БаБушка, ШиШка, АкулА, ОкнО, ПроПасть,  ЧервяЧок,  вНимаНие,  РефРежеРатоР кУкУрУза, СоСиСки

3

3

2

2

3

2

1

1

2

1

11.    

Подбери картинку, что изображенное на ней начиналось на звук [к, р, т, а, о, д,ц,щ]

3

3

3

3

3

1

1

1

2

2

12.    

Повтори за мной:

та-та-да , ту-ту-ты, ты-то-то-до,

том-дом-дам, нам-вам-сам, сын-сон-сан, лоб-лбы-лобик, кот-коты-котик,

са-ша-са-ша-су-ши, пи-ла-пи-лу-пи-ли.

3

3

3

2

3

1

1

1

2

1

13.    

Отстукивание  разных ритмов  пальчиком, рукой, кулаком.

3

3

3

3

2

1

1

1

2

1

14.    

Итоговые сведения

 

39

34

36

35

38

23

13

13

28

18

39-25 – высокий уровень формирования фонематического восприятия

26-12 – средний уровень формирования фонематического восприятия

13-0 –  низкий уровень формирования фонематического восприятия

      



Тэги: Методики развития фонематического восприятия.



ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2020-02-27 23:30:45 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо, Ирина Валентиновна. !!
Добавлю. Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу И, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу День рожденья, Новый год, 8 Марта. Ночевать здесь буду завтра. Плащ-палатка, вещмешок - У супруга будет шок! Если я не заболею, Не сорвусь, не озверею, Здесь я встречу все рассветы, Все закаты и приветы! От работы дохнут кони. Ну а я бессмертный пони! Но однажды на работе, Если вы меня найдете, - Без движения лежу И от радости не ржу, Знайте : я трудом добита И откинула копыта. А баскетболистами нашими горжусь.
...
Сирень, сирень, кружи нам голову, кружи.. Почему так прочно вошёл в нашу жизнь этот кустарник с красивейшими гроздьями цветов и необыкновенно приятным, умиротворяющим запахом!!! Но если раньше сирень в России действительно была больше дворянским цветком, ею украшали свои усадьбы состоятельные люди, (даже на картинах русских художников, например Всё в прошлом В.Максимова), то после Великой Отечественной Войны она стала поистине народной любимицей. Своей красотой и изумительным ароматом она наверное смягчала безрадостные картины разбомблённых и сожжённых домов, давала людям прикоснуться к красоте, по которой так изголодались они за те тяжёлые годы, придавала дополнительные силы для возрождения жизни. И люди оценили её старания, ласково называя её на русский манер сиренюшкой.. А вот почему такое название - сирень?? Мы часто ассоциируем какие то названия с цветом, но здесь всё наоборот. Слово syring в переводе с латыни, попав сюда из греческого, означает трубка, или дудка, а ветки сирени устроены так, что сердцевина у них мягкая, легко выдавливается, образуя трубку, из которой и можно сделать этот музыкальный инструмент. Есть ещё вариант, связанный с греческой мифологией: Однажды вышел на прогулку бог лесов и лугов по имени Пан. Во время прогулки он дошел до реки, там у воды он увидел речную нимфу по имени Сиринга. Он так ею залюбовался что просто не мог удержать себя в своем желании поговорить с ней и пошел к нимфе. Но нимфа очень испугалась Пана и от страха стала убегать. Пан помчался со всех ног за нимфой, но как только он стал нагонять её, она вдруг превратилась в прекрасный куст, которому и дали название сирень. Ну, это кому что больше понравится. 6765519-a3298085 С вет утра раннего с церковной позолотой И з тучки вынырнул застенчивым лучом, Р осой умылся, отбросил томную дремоту Е два соприкоснувшись с сиреневым кустом Н о аромат сирени плыл уже дворами, Ю жанки, полюбившей нашу Русь, Ш алом Вам, люди Мира без страданий! К огда ж вишнёвая весной завертит зАмять, А я в цвету, чтоб не селилась в сердце грусть Что же до нынешней погодки, Светлана Сергеевна, только что ходил на улицу срезал тюльпаны,, чтобы хоть немного полюбоваться в доме. Картина на улице достойная кисти художника Клевера, любителя зимних пейзажей... 6814069-a3298085 Что то я за свою долгую жизнь такого не припомню.... Выпал снег на тюльпаны в цвету Ночью посланный к ним словно тать, О весне заморозив мечту, Он хотел красоту их отнять. Он украл у тюльпанов тепло, Волю к жизни надеясь сломить, Но ему вопреки и назло Победило желание жить. Просчиталась коварная ночь, Напустившая снежный дурман, День прогнал наваждение прочь, И как прежде прекрасен тюльпан... Вот и мы будем надеяться, что, и в нашей жизни, как написано второй фразой на кольце царя Соломона: - `И это пройдёт тоже`...
Спасибо!
Вот я ужЕ несколько лет думаю на эту тему. Как сирень стала символом победы, если у нас (окраина Москвы) она только в середине мая расцветает. Завтра ужЕ 9 мая, а у сирени только-только бутончики появились. А тут еще и снег пошел. В общем, загадка для меня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/