|
Алексей Вениаминович Гадаев
Индивидуализм и сепарация
|
|
|
| К подростковому возрасту вместо того, чтобы решать основной вопрос Кто я и куда иду подросток развивает любые формы нарушенного функционирования для того, чтобы не отделяться от семьи. Девиантное поведение, алкоголизм, наркомания, академическая неуспеваемость - хорошие способы доказать миру свою несостоятельность и обеспечить семью необходимостью заботиться о себе.
Люди, не прошедшие сепарацию, испытывают большие трудности в создании собственной семьи и в выращивании детей. В каком-то смысле их просто нет как таковых - людей с простроенными границами Я, они скорее части целого кусочки нерасчлененной эго-массы многопоколенной семьи. Механизмы поддержания слитности были подробнейшим образом исследованы и описаны Мюрреем Боуэном знаменитым Американским системным терапевтом в работах по теории дифференциации. Главное в этом механизме передача тревоги от одного человека к другому, в нашем случае от матери к ребенку. Когда мать неконтролируемо сливает свою тревогу в ребенку, а он в силу возраста и универсальных способов приспособления ребенка к миру взрослых (стремления соответствовать ожиданиям взрослых, тонкости чувствования этих ожиданий, физической зависимости от взрослых), берет в себя эту тревогу, тогда и образуется общая эмоциональная система матери-ребенка. Общая эмоциональная система означает, что люди не имеют свободу выбора реакций тогда, когда они вместе, их поведение автоматично. Мама кричит - ребенок обижается. Мама обвиняет ребенок сердится. Это происходит всегда, независимо от возраста членов этой пары. Не понятно, кто что чувствует, мама беспокоится и ребенок беспокоится, при этом им может казаться, что они беспокоятся по разным поводам, на самом же деле один беспокоится, просто потому, что беспокоится другой. На этой основе не может происходить полноценной сепарации [Варга Анна( источник: Сайт семейных психотерапевтов].
Известный американский психолог Х.Джайнотт отмечал важную психологическую особенность 3-летнего возраста индивидуализм (Джайнотт Хю,1986). С его точки зрения, это закономерное явление малыша, он не всегда испытывает чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку. Только постепенно знакомясь с требованиями жизни в обществе людей, ребенок начинает соотносить свои поступки с этими требованиями. Автор: Aleks Gadaev Источник: Интернет
|
|
Участвует: | Консультативная психология |
|
Вакансии для учителей
|
|