Развитие
коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста.
Главные аспекты социализации
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие и
социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область.
Коммуникативная компетентность дошкольников может формироваться только во время
общения со взрослыми и сверстниками. Основная цель социально-коммуникативного
развития заключена в том, чтобы привить малышу навыки общения с себе
подобными. Дошкольник должен:
1.
Сформировать у себя поведение, которое
было бы безопасно для него самого и для окружающих.
2.
Научиться одинаково
успешно общаться как с детьми, так и со взрослыми. Одни дети легко находят
общий язык только с ровесниками, смущаясь присутствия старших. Другие девочки и
мальчики комфортно чувствуют себя в обществе взрослых — своих близких
родственников. При этом они испытывают страх перед общением с незнакомыми, даже
со своими сверстниками.
3.
Сформировать у себя
положительные установки к совместному труду и творчеству.
4.
Усвоить основные моральные нормы, взаимоотношения и
механизмы поведения, принятые в
обществе
.
5.
Усвоить
эмоциональную составляющую общения
,
научиться отзывчивости, милосердию и сопереживанию.
6.
Сформировать у себя умение принимать самостоятельные
решения в соответствии с моральными нормами, принятыми в данном обществе.
Структура социализации
Социализация дошкольников подразумевает общение со взрослыми и с
ровесниками, во время которого происходит передача социального опыта. Это
непрерывный процесс, который продолжается дома, в детском саду и в других
учреждениях, посещаемых ребенком. Социализация детей среднего дошкольного
возраста затрагивает 3 основные сферы:
1.
Деятельностный аспект. Подразумевает под собой действия индивида,
направленные на объект с целью удовлетворить возникшую потребность. Главная
деятельность заключена в игре, именно через нее происходит развитие общения
дошкольников со сверстниками.
2.
Общение. Формирование коммуникативных навыков осуществляется в
процессе непосредственной коммуникации. Разговор (диалог или полилог) учит
взаимодействию с другим человеком. Когда дети общаются между собой или со
старшими, они развивают коммуникативные навыки. Ребенок учится ориентироваться
на собеседника.
3.
Самосознание. Общение дошкольников напрямую влияет на
развитие
его самосознания
. Для того чтобы чувствовать свое значение, понимать свое место в
мире, малышу нужен другой человек. Для успешной социализации детей
дошкольного возраста нужно примерить на себя различные роли. В магазине ребенок
выступает в качестве покупателя. Дома он играет роль сына или дочери (внука или
внучки).
Виртуальное общение
Общение современного школьника и дошкольника со сверстниками
нередко проходит в социальных сетях. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют
пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Ребенок 6-7 лет, имеющий
аккаунты — обычное для наших дней явление. Единого мнения о том, является ли
развитие коммуникативных способностей у дошкольников в интернете злом или
благом, не существует. Виртуальная коммуникация появилась сравнительно недавно
и развивается быстрыми темпами. Современные педагоги-исследователи еще не
сделали объективных выводов. Найти же необходимую информацию в педагогических
пособия советских ученых по понятным причинам невозможно.
Диагностика
коммуникативных способностей мальчиков и девочек, проводящих много времени в
сети, показывает, что у таких детей есть некоторые отклонения в
психическом развитии
. Словарный запас любителя посещать
страницы в социальных сетях более скудный. Специфика виртуального общения:
1.
В сети люди выглядят значительно лучше чем, в реальной жизни.
Отсутствие прямого контакта с собеседниками раскрепощает. Вместо настоящей
фотографии можно вставить чужую. Коммуникативное развитие детей дошкольного
возраста происходит с вымышленным персонажем. Желание выглядеть «круто»
заставляет дошкольника также превратиться в вымышленного героя.
Он реализует свою потребность в общении, при этом не получает верного
представления о том, что же такое настоящее общение.
2.
В виртуальном диалоге отсутствует эмотивный компонент, что мешает
нормальному развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. Выражение
эмоций — неотъемлемая составляющая коммуникации. В интернете настоящие чувства
заменяются смайлами, с помощью которых можно передать любую эмоцию, обмануть
собеседника. Скрыть подлинные чувства в реальном общении намного сложнее.
3.
Виртуальное общение слишком однообразно. Для полноценного
коммуникативного развития дошкольников необходим не только диалог, но и
совместные действия. Виртуальные контакты не затрагивают одну из важнейших сфер
социализации. Общение детей в реальной жизни подразумевает игры, совместные
походы в кино и т. д. В социальных сетях это невозможно.
Роль взрослого
Формирование навыков общения
у дошкольников начинается в семье. Первые навыки коммуникации дети получают
при
контакте со своей семьей
.
Коммуникативные способности подразумевают не только эрудицию,
умение грамотно строить свою речь. Общение дошкольника со взрослыми
вырабатывает привычку уважать старших.
Тем не менее, общество человека, принадлежащего к другому
поколению, несет ребенку те знания, которые он не получит от сверстников или от
родителей. Многие взгляды на жизнь дедушек и бабушек успели устареть. Пожилым
людям свойственно не понимать молодежь. Диалог с дошкольниками поможет
устранить конфликт между двумя поколениями.
Несмотря на пользу общения дошкольников со взрослыми, полностью заменять
им контакты с ровесниками не стоит. Формирование коммуникативных умений у детей
проходит в обществе лиц одного возраста. Дошкольник со сверстниками должен
проводить не меньше времени, чем с родителями. Взрослые не смогут понять всех
особенностей общения детей, несмотря на то, что и сами когда-то были в том же
возрасте. Внутренний мир старшего дошкольника отличается разнообразием и
богатством. К 6-7 годам ребенок знает много сказок. Диагностика общения детей в
этом возрасте показывает, что мальчики и девочки стремятся проигрывать сюжеты
знакомых им мультфильмов. Ограничение контактов с ровесниками станет
ограничением развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Социофобия
Боязнь общаться с себе подобными встречается не только у детей, но
и у взрослых. Чем раньше родители заметят проблему, тем легче можно будет от
нее избавиться. Отсутствие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста приводит к тому, что из замкнутого ребенка вырастает замкнутый
взрослый. У такого человека будет немало проблем с поиском работы, развитием
карьеры и счастьем в личной жизни.
Отличить социофоба можно по ряду признаков:
·
ведет себя замкнуто, особенно в присутствии посторонних людей;
·
социофоб общению со сверстниками в дошкольном возрасте
предпочитает общение с животными;
·
друзей у таких детей обычно нет;
·
социофобы избегают мест массового скопления людей, не любят
праздничные мероприятия, боятся выступать на публике.
Наличие всех этих признаков свидетельствует
о нарушениях социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Родителям необходимо побеседовать со своим ребенком.
Диагностическая беседа не должна превращаться в допрос. Маме или папе в
ненавязчивой форме нужно задать малышу вопрос о том, почему он не хочет
играть с другими детьми. Возможно, кто-то из ровесников или взрослых обидел
его, оскорбил, посмеялся над ним, и после этого ребенок потерял доверие ко всем
людям.
В некоторых случаях взрослым необходимо брать организацию общения
детей дошкольного возраста в свои руки. Можно приглашать в гости знакомых с
детьми. Социофобы лучше идут на контакт в привычной обстановке (дома), чем в
незнакомой. Чтобы раскрепостить ребенка, родители могут принять участие в игре.
Подходить к организации контакта нужно с учетом особенностей общения
дошкольников со сверстниками. Как только ребята познакомятся друг с другом
лучше и втянутся в игровую деятельность, взрослым необходимо незаметно выйти из
игры.
Индивидуализация не является синонимом социофобии. Иногда дети
предпочитают одиночество обществу ровесников потому, что им с ними неинтересно.
При этом отказ общаться с другими детьми не ухудшает социальную компетентность
дошкольников. Родителям следует выявить увлечения сына или дочери и организовать
ребенку досуг на основе его интересов, например, записать в спортивную секцию.
Формы общения дошкольников
Для развития
коммуникативных умений у старших дошкольников необходимы несколько форм
контактов со сверстниками. Человеку без педагогического образования может
показаться, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре.
Отчасти это правда,
поскольку
игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности
. Однако для каждого возраста характерны
свои особенности коммуникации. Формы общения дошкольников со сверстниками:
1.
Эмоционально-практическая. Характерна для младшего дошкольного
возраста, когда стремится к активной деятельности под действием эмоций.
Например: девочка наблюдает за мамой во время стирки. Запах порошков привлекает
ребенка и вызывает желание выполнять действия взрослого человека. Дети 2-4 лет
еще только учатся общению с ровесниками. Основным поведенческим эталоном
продолжает оставаться взрослый, с которым малыш проводит большую часть
времени.
2.
Ситуативно-деловая. В 4-5 лет дети не просто имитируют активность
взрослых под действием эмоций. Деятельность ребенка становятся более
осознанной. Девочка понимает, для чего мама стирает, зачем использует порошок.
Особенности общения детей дошкольного возраста заключаются в том, что они хотят
играть взрослые роли. Малыши в 4-5 лет уже охотно имитируют взрослую жизнь. В
этот период сверстник становится более предпочтительным партнером
3.
Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период
достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, как
это было в 4-5 лет. Они пытаются устанавливать свои собственные правила. Если
привести сравнительные характеристики всех 3 форм, то внеситуативно - деловая
наиболее продуктивна для развития коммуникативной деятельности дошкольников.
Роль игры в общении
Роль общения детей дошкольного возраста со сверстниками трудно
переоценить
Роль взрослого в становлении общения дошкольников
со сверстниками, безусловно, велика. Однако не следует полностью брать под
контроль деятельность ребенка. Во время игры дети должны почувствовать свою
значимость. Если взрослый будет постоянно вмешиваться и предлагать готовые
решения той или иной задачи, интерес к игре может исчезнуть. Родители и
воспитатели могут находиться рядом для выявления негативных нюансов. Например:
мальчик изображает пьяного папу, который бьет маму. Вероятно, ребенок не
стремится причинить вред своему товарищу. Просто ему часто приходится наблюдать
подобную ситуацию, и он воспринимает ее как норму взаимоотношений между людьми.
Ругать ребенка не следует. Ему можно предложить положительный образ.
Взрослый часто выступает в роли арбитра в
некоторых играх. Особое внимание нужно уделить риторике для дошкольников.
Воспитатель собирает детей и предлагает им различные ситуации: вашему другу
грустно, сестренка заболела, бабушка потеряла очки. Каждый малыш должен
предложить свою версию решения проблемы. Дети с противоположными точками зрения
могут устроить дебаты, на которых по очереди будут приводить аргументы в пользу
своего мнения.
Общение в дошкольном возрасте и его роль в дальнейшей жизни
переоценить трудно. От того, с кем и как будет контактировать ребенок в этот
период, зависят его дальнейшие успехи и достижения. Нехватка общения в
дошкольном возрасте приводит к неприятным последствиям.
Тэги:
Коммуникация дошкольников