Декоративно - прикладное творчество в системе ОДОД - Елена Петровна Лях
Информация о текущем состоянии портала https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Елена Петровна Лях


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Петровна Лях / Блог / Декоративно - прикладное творчество в системе ОДОД


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


22 августа 2019, 21:35, автор - хозяйка блога
Елена Петровна Лях

Декоративно - прикладное творчество в системе ОДОД

Декоративно - прикладное творчество в системе дополнительного образования детей

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Время наше сложное - это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Воспитание гражданина-патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

         Кроме того, реальность сегодняшнего дня диктует необходимость поиска способов взрастить в душах детей потребность освоения таких вечных общечеловеческих ценностей, как добро, красота, вера, любовь; и, в конечном итоге, приблизиться к достижению одной из целей педагогики - воспитанию "человека будущего".

Приобщение детей к народной культуре - наиболее прямой путь решения этой задачи. Оно предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев, формирование глубокого знания традиций и обычаев у подрастающего поколения.

Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.

         Декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного  искусства, создание изделий, сочетающих художественные  и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства. [Большая российская энциклопедия, Т.Л.Астраханцева].

Декоративно – прикладное  искусство- составная часть искусства народа. Оно несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.  

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, родине. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественно- эстетический вкус.  

Воспитание гражданина, патриота невозможно сегодня без глубокого познания духовного богатства своего народа. Через произведения декоративно-прикладного искусства этот процесс должен начинаться с раннего детства, чтобы оставить глубокий след и вызвать интерес.

О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова , Т.Я. Шпикалова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее природе, культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Красота природы, особенности быта русского народа, его талант и трудолюбие предстают в произведениях народных мастеров. Они раскрывают истоки духовной жизни народа, с её моральными и эстетическими ценностями, помогают взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Всем известно, что маленькие дети обладают врожденной художественной способностью. Однако проблема развития художественного мастерства приобретает остроту в средних классах, когда уверенность детей в своей способности создавать художественные произведения идет на убыль.

Дети, не имеющие возможности учиться в школе искусств или посещать изостудию, начиная заниматься изобразительным искусством, порою имеют ряд комплексов, таких как: неуверенность в себе, заниженная самооценка, страх – «у меня не получится», «будет не красиво», «никому не понравится», «я вообще ничего не умею» и другие. В связи с этим особую актуальность приобретает процесс изучения декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования, например, в кружках по декоративно-прикладному искусству.

Посещение факультативов и кружков по декоративно – прикладному искусству предоставляет возможность ребёнку реализовать себя в творчестве и изменить своё отношение к различным видам изобразительной деятельности.

Целями современной системы дополнительного образования являются сближение с культурой, повышение её значимости в жизни человека, совершенствование практических и теоретических навыков. И в решение этих задач декоративно-прикладному искусству отводится особая роль. Оно делает из ученика человека, увлечённого своим делом, стремящегося к познанию нового, способного применить свои знания и умения, формирует внутренне свободного человека, подготавливает его к будущей трудовой деятельности.

Цель обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования - формирование знаний учащихся в области народного творчества, знакомство с историей создания и развитием исторически сложившихся художественных центров, творчеством мастеров. Задачи, поставленные перед педагогом дополнительного образования:

 - формирование практических навыков у учащихся при работе с различными материалами,

- развитие коммуникабельности, умение сотрудничать в коллективе.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих работ с использованием разнообразных техник как традиционных, так и нетрадиционных, каждая из которых обладает своими выразительными особенностями, что приводит к развитию творческих способностей, индивидуальности и самовыражению учащихся.

Знакомство с интересными техниками, применение новых материалов помогает детям почувствовать себя более компетентными, что укрепляет их веру в свои силы, побуждает ребенка к творчеству и самовыражению и помогает укрепить уверенность в своих способностях. Дети с удовольствием выполняют совершенно разные по технологиям работы: делают граттаж, занимаются живописью, графикой, аппликацией из круп, изготавливают панно из бросового материала, занимаются бумагопластикой, рисованием в разных техниках ( рисование гелевыми ручками и пр.), придумывают свои техники и т.д. В конечном итоге каждый ребенок становится успешным, сам выбирает, как и где может быть использована его законченная работа: поучаствует в выставке, будет отправлена на конкурс или подарена в детский лом или больницу.

Занятия строятся на постижении основных законов красоты: пропорции, ритмики, пластики, симметрии и асимметрии, статики и динамики.

Тематика занятий разнообразна. В основном, это природа: времена года, растительный мир, животные и человек - то есть всё то, что нас окружает и волнует. На разных возрастных этапах темы возвращаются, учитывая возрастастающий уровень восприятия учащихся.

         Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радость, восхищение, восторг), развиваются наглядно - образное мышление и воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились. У них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству.

Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, с четность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства  формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При  создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.

На занятиях учащиеся делают нужные и полезные изделия, украшающие интерьер, учатся составлять эскиз и композицию с учетом бытового и сувенирного назначения предметов.

Таким образом, обучение декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования– это процесс формирования и развития творческой личности, направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие промыслов и ремёсел России.

Можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к Родине, мышление, воображение, речь.

Кроме того, система дополнительного образования помогает  сориентировать ребёнка  в выборе дальнейшего творческого пути, а может даже и профессии.

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться











  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2019. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Скачивается без проблем
не скачиваеться ничего!!!
Спасибо!!!
осенний сплин... но я умею наружу не пускать печаль, а лето вновь уносит что-то.... и снова жаль... еще не тронуло прохладой легкую поступь сентября... и я б нырнула снова в август, но нет, нельзя... а сколько там до листопада?.. до первых сколько там снегов?.. август помедлил до заката.... и был таков... а согреваться в межсезонье назначил в маленьком кафе, осенние оставив рифмы - каждой строфе... согреет чашка капучино... и сумасшедший аромат коснется остро... а на блюдце - лишь шоколад... предчувствие дождей тревожит... пугает чуть... а знаешь, что до листопада совсем чуть-чуть... Фаина Мухамадеева Спасибо за визит, Галиночка! 6438728-a151550
Олег Юрьевич,тогда поясните за крестьянско-середняцкое сознание и царисткие иллюзии,не совсем понимаю.)
Татьяна Викторовна, да, конечно же. Простите за невольные мысли вслух.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/